Зачем прилетал Руст
Зачем
прилетал Руст
Тринадцать
лет назад тихим январским вечером в
пригороде Мюнхена за кружкой пива
встретились три человека.
Результатом их мирной беседы стала
одна беспрецедентная акция.
Спустя
четыре месяца молодой немецкий
пилот-любитель, преодолев
несколько сот километров,
прорвался сквозь все кордоны
советской ПВО и совершил посадку в
святая святых СССР — на Красной
площади столицы. Потом был скорый
суд, национальный позор и серия
приговоров. Сегодня другие события
заслонили ту скандальную сенсацию.
Но давайте вернемся к бесславной
дате. Все ли до конца ясно в той
истории?
Уже через
пару часов после посадки Руста
острословы-москвичи переименовали
Васильевский спуск в Шереметьево-3.
Как ни странно, они были недалеки от
истины. В ту пору в международных
аэропортах Москвы принимали
почетных гостей. Матиасу Русту были
предоставлены почти такие же
комфортные условия. На протяжении
всего полета его бережно
"вели" средства ПВО. Но — ни
одной попытки сбить или хотя бы
посадить нарушителя. Почему?
Подробности
автор этих строк услышал от многих
военнослужащих разных рангов — от
лейтенанта до маршала. Кроме того,
все три дня судебного процесса мне
довелось сидеть в зале рядом с
отцом, матерью и братом Руста. Так
что информация, смею уверить,
небезыинтересная.
… В середине
восьмидесятых годов самолеты марки
"Сесна", дотоле пользовавшиеся
огромной популярностью, начали
терять рынок. Нужны были
экстраординарные меры. Отец
Матиаса, Дитер Руст, работал
дилером "Сесны" в Западной
Европе. Бывший служащий
"Люфтваффе" — ВВС ФРГ — имел
огромные связи в этом ведомстве.
После той непротокольной, но
"зафиксированной" январской
беседы с сослуживцами родилась
идея: доказать превосходство
самолета "Сесна", совершив
сумасшедший по дерзости полет.
Выбор не
случайно пал на его сына. Несмотря
на молодость, от отлично летал.
Вдобавок сработали политическая
конъюнктура и тот факт, что
немыслимое "воздушное
хулиганство" можно "списать на
молодость". Кстати, параллельно
готовилась еще одна похожая акция.
Вспомним: с разрывом в два дня еще
одна "Сесна-172р Скайхок" села
на суперохраняемую базу ВВС США в
Панаме.
Самолет
Руста был тщательно
переоборудован. На нем установили
дополнительные баки и современное
навигационное оборудование.
Несколько недель тренировок,
перелет в Скандинавию и — "Дранг
нах Москау!".
… Через пару
дней после посадки в Москве журнал
"Шпигель" вышел с гигантским
заголовком "Несовершеннолетний
немецкий пилот-любитель в одном
полете сбил трех маршалов
Советского Союза!" Как ни горько,
но это действительно так. После
громкой посадки в одночасье
лишились постов министр обороны
маршал Леонид Соколов, главком ПВО
маршал авиации Николай Колдунов и
главком ВВС маршал авиации
Александр Ефимов. Еще три сотни
офицеров отстранили от должностей.
Двое были осуждены трибуналом к
лишению свободы. Насколько это было
необходимо?
Начнем с
того, что наши спецслужбы вовсе не
такие уж беспомощные, какими
кое-кто хотел бы их видеть.
Подготовка легкого самолета к
сверхдальнему перелету,
тренировочные полеты на границе
наших территориальных вод не
прошли мимо зоркого ока
разведчиков. Информация была.
Своевременно и в полном объеме.
Дальше. Уже
при подлете к нашим рубежам
пограничный ПТН — пункт
технического наблюдения — засек
нарушителя. Чуть позже его
определил пограннаряд. Оповестили
ПВО. Истребители МИГ-25 несколько
раз облетали "птичку" Руста. На
сигналы он не реагировал, но
"земля" категорически
запрещала не то что сбивать, даже
вынудить пилота на посадку. Потом я
спросил одного из боевых летчиков:
"А почему бы не встать перед
"Сесной", включить форсаж,
выжечь весь кислород? Руст сам сел
бы с заглохшим двигателем!".
— Не
разрешали…
При подлете
Руста к Москве по невыясненным
причинам на двадцать минут были
прекращены полеты в районе
Шереметьева. Именно там, где
пролетала "Сесна".
Наконец, сам
судебный процесс. Был он абсолютно
закрытым. Каждый день менялись
пропуска. Списки на аккредитацию
журналистов подавались за
полмесяца. А из ЦК цыкнули: ни
строчки до вынесения приговора!
Опять же, почему?
В зале суда
"отчаянный хулиган" Матиас
усердно изображал раскаяние. А его
родители с трудом сдерживали
радость. И было отчего — спрос на
"Сесну" резко увеличился, а
советские власти твердо пообещали
снисхождение. Так оно и вышло. Более
чем мягкий приговор с туманной
формулировкой вскоре сменился
помилованием.
Вспомним
восемьдесят седьмой год. Именно
тогда полет Руста был для наших
высоких властей просто как манна
небесная. В высших военных кругах
страны росла серьезная оппозиция
генсеку. И тут немецкий
летчик-хулиган оказался более чем
кстати. Как говорят, если бы его не
было, нужно было бы его придумать.
Ну, а сотни искалеченных судеб…
Когда "верха" их брали в
расчет?