Бюджетные страсти
Бюджетные
страсти
Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Дума автономного округа
рассмотрела "Основные принципы
формирования окружного бюджета и
взаимоотношений с субъектами
консолидированного бюджета округа
на 2000 г."
С принятием
бюджета на текущий год окружная
администрация задержалась не по
своей вине. Правительство
Российской Федерации поставило
перед окружными финансовыми
органами ряд жестких условий при
разработке бюджета округа. И
наиболее кабальным из предложенных
ограничений является низкий
процент бюджетного дефицита: три
процента для районных и не более
пяти для окружного бюджета. Против
прошлогоднего дефицита в двадцать
процентов, нынешний практически
является бездефицитным и
представляется слабо натянутым
канатом над финансовой пропастью,
над которой надо пройти путь длиною
в год. Как опытный канатоходец,
администрация округа сочла, что
такой переход невозможен, и в
качестве страховочной меры
оставила дефицит в пятнадцать
процентов.
Администрации
округа приходится вести сложные
согласования на два фронта: по
разработке окружного бюджета с
Москвой и консолидированного
бюджета с администрациями местного
самоуправления. Казалось бы,
местные "кремлевцы" и районные
"белодомовцы"
(государственная и муниципальные
власти) делают одно дело, но когда
начинают делить деньги, встают
стенка на стенку. И справедливости
ради надо отметить, что у окружной
рати как стороны нападающей и напор
мощнее, и правила борьбы нередко
находятся за гранью закона. Что
позволено Юпитеру — не позволено
быку.
Обсуждение
основных положений формирования
окружного бюджета не доставило
депутатам особых хлопот. Доходная
часть бюджета составит примерно 511
миллионов рублей, из них
собственные доходы — около
семидесяти миллионов, остальное —
федеральный трансферт. Львиную
долю в собственных доходах даст
подоходный налог с физических лиц.
Статьями дохода являются платежи
за пользование недрами, лесным
фондом, объектами животного мира и
водными ресурсами, а также налог с
продаж, средства целевых окружных
бюджетных фондов: дорожного,
экологического, воспроизводства
минерально-сырьевой базы. Впервые в
доходную базу включены акцизы на
этиловый спирт из пищевого сырья,
водку и ликеро-водочные изделия.
Расходную
часть будущего бюджета его
разработчики предварили словами:
"Политику в области расходов
проводить в рамках реальных
возможностей бюджета".
Эпиграф-заклинание не случайно.
Расходных статей так много, а
доходных средств так мало, что даже
по таким статьям, как опекунские
пособия детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения
родителей, на мероприятия по
подготовке к зиме, финансирование
предполагается лишь на пятьдесят
процентов от потребного. Хотя обе
эти статьи включены в раздел
приоритетного финансирования. Надо
заметить, что впервые расходная
часть окружного бюджета будет
формироваться на основе закона
округа "О временных минимальных
социальных стандартах…"
Основные
дебаты между представителями
администрации и депутатами
развернулись по разделу
"Межбюджетные отношения с
субъектами консолидированного
бюджета округа".
Консолидированный бюджет — это 511
млн. рублей плюс собственные доходы
муниципальных образований по
девятнадцати статьям, указанным в
разделе о доходах местных бюджетов.
Статей много, а денег мало. Эту
ситуацию очень красноречиво
прокомментировал депутат Юрий
Осипков, глава местного
самоуправления Боханского района:
"На штаны для сотрудников ГИБДД
администрация выделяет. А на какие
средства горючее покупать?"
Вопрос,
конечно, не остался без ответа, но
денег для гаишников он не прибавил.
И хотя по сравнению с бюджетом
прошлого года муниципальные
образования получили на свои
расходы на десять миллионов рублей
больше, эта прибавка не сделала их
богаче, защищеннее. Это и не
прибавило администрациям местного
самоуправления и
самостоятельности даже в
расходовании собственных средств.
Расходная часть местных бюджетов
финансистами окружной
администрации прописана в жестких
рекомендациях, противоречащих
положениям окружного закона о
местном самоуправлении. На что
острый на язык тот же Юрий Осипков
отреагировал эмоциональной
репликой: "Это же инструкция для
придурков. Разделите, пожалуйста,
полномочия, как это сделала
область, и отпадет надобность в
подобных наставлениях…"
— Областной
администрации сделать это много
проще: область — федеральный донор,
— ответствовала Ирина Морохоева,
начальник финансового управления
окружной администрации. — А наш
округ — регион глубокодотационный.
И все, что мы вынуждены вам
рекомендовать, жестко прописано в
Соглашении между округом и
федеральной властью.
Депутатам
удалось "отщипнуть" от доходов
за использование лесного фонда в
пользу районов четвертую часть
этих доходов. Зарезервировали
законодатели и небольшую сумму на
формирование библиотечного фонда
для сельских библиотек. Однако
вопрос о средствах для подвозки
детей в школу остался в подвешенном
состоянии. С разницей в один голос
отклонили депутаты поправку
администрации Эхирит-Булагатского
района о "расщеплении"
подоходного налога с федеральных
служащих, проживающих в
Усть-Ордынском, который
одновременно является и райцентром
в соотношении пятьдесят на
пятьдесят. Это немалые деньги. У
федеральщиков высокие и стабильные
зарплаты. При обсуждении
финансирования приоритетных
статей депутаты склонялись к мысли
о том, что бюджетный дефицит должен
быть выше пяти процентов. Однако
депутат Энгельсина Багадаева
высказала предостережение: "Да,
очевидно, что без дефицита мы не
обойдемся. Но, принимая высокий
процент, мы закладываем мину под
бюджет 2001 года тем, что будем
вынуждены брать ссуды, кредиты для
погашения…"
И хотя
стороны, вроде бы, выложили все
карты на стол при обсуждении
основных правил, однако при
принятии бюджета округа (в феврале
на двух сессиях) не исключены
бюджетные баталии и сюрпризы…