издательская группа
Восточно-Сибирская правда

12 шагов взросления

12 шагов
взросления

В середине января в Москве
произошло важное событие —
состоялось всероссийское
совещание работников образования,
в котором приняли участие около 5
тысяч делегатов. Подобного форума
не было в нашей стране более 10 лет.
Представители всех ступеней
образования, от дошкольного до
послевузовского, обсудили и
одобрили ряд документов, важнейшие
из которых — Национальная доктрина
образования, рассчитанная на
ближайшую четверть века, и
Концепция структуры и содержания
общего среднего образования,
которая предусматривает переход
школы на 12-летнее обучение.
В первом выпуске
"Большой перемены" (ноябрь 1999
г.) мы просили вас, уважаемые
читатели, ответить на вопрос:
"Как вы относитесь к идее
12-летки?" Письма (строки из
некоторых мы сегодня публикуем)
показывают: единодушия в суждениях
авторов нет. Более того, нет и
ясного понимания, для чего вообще
нужна 12-летка и что она из себя
представляет.
Между тем после всероссийского
совещания переход на 12-летнее
обучение из идеи превращается в
неминуемую перспективу, а значит,
читателям-родителям есть смысл
внимательно прислушаться к
аргументации учителей, в
большинстве своем одобривших
нововведение: известно ведь, детям
в школе хорошо лишь тогда, когда
родители и учителя понимают друг
друга и сотрудничают.
О своем видении предстоящих
перемен в школьной жизни
рассказывает сегодня начальник
главного управления образования
Л.А. ВЫГОВСКИЙ — он возглавлял на
московском совещании делегацию
учительства нашей области.

— Можно
понять родителей, сетующих на
обилие перемен в школе, — говорит
Леонид Аполлонович. — Но ведь
меняется сама жизнь, меняются
объемы информации, обогащается наш
опыт. Так что без перемен и дальше
не обойтись.

Я бы хотел
вот что подчеркнуть: 12-летка — не
самоцель, она звено в общей
структурной перестройке всей
системы образования, всех ее
ступеней — от детсада до вуза и
дальше. Последние 10 лет мы много
говорили о реформах, но, по сути,
коренного реформирования не было.
Шли локальные перемены: дали
образовательным учреждениям
хозяйственную самостоятельность,
ввели вариативность, убрали
инспектирование учебного процесса,
чтобы учитель чувствовал себя на
уроке хозяином. Все это хорошие,
полезные решения, но основ
образования они не касались.
Настоящая реформа только сейчас и
начинается, концепция как раз
направлена на то, чтобы
фундаментально поменять некоторые
очень важные позиции. Я не
сомневаюсь, что родители — пусть не
сейчас, со временем — оценят
положительные стороны этих
перемен.

— В чем
же эти положительные стороны?

Прежде всего:
мы возвращаемся к обязательному
10-летнему образованию — 4 класса
начальной школы плюс 6 лет основной.
Теперь уже всем ясно, что переход в
91-м году на 9-летку был ошибкой: в то
время как весь мир повышает планку
общего уровня образованности, мы ее
снизили. Сегодня ошибку исправляем,
и это отчасти ответ на письмо
читателя, предлагающего вернуть
10-летку. Хотя возвращаем мы ее уже
на новом, сегодняшнем уровне.

Благодаря
этому убиваем по меньшей мере двух
зайцев. Во-первых, снимаем с детей
перегрузки, распределяя программу
на 10 лет. Сколько можно вести
обучение за счет нещадной
эксплуатации возможностей ребенка,
они же у нас больными из школы
выходят!..

Во-вторых,
10-летка — важная мера социальной
защиты школьника. Вот видите, даже
11-классница в письме признается,
что не чувствует себя взрослой. А
как должен чувствовать себя
подросток после 9 класса, куда в 14-15
лет он может пойти? Практически
никуда, и сама ситуация
подталкивает его к криминальному
выбору. Другое дело — 16-17-лет: это
уже иная социальная взрослость,
иное отношение к жизни и к самому
себе. Перед молодым человеком
широкий выбор возможностей: он
может продолжить обучение в 11-12
классах, поступить в техникум,
пойти в профессиональное училище.

— Но эти
возможности есть и сегодня…

— Есть, но
9-класснику не всегда доступны.
Возьмите техникумы, они принимают в
основном на базе 10 классов. А теперь
— применительно к новому, более
образованному, 10-класснику — должны
будут пересмотреть свои подходы.
Вообще, я ведь говорил, что перемены
в средней школе повлекут коренные
изменения и во всех остальных
звеньях образовательной цепочки.
Другой станет старшая школа: 11-12
классы будут профильными, тесно
связанными с вузами. Не секрет, что
между школой и вузом сегодня
существует разрыв, он-то и
заставляет родителей лихорадочно
искать репетиторов для своих
выпускников, выкладывать деньги за
подготовительные курсы. В 12-летке
всего этого не понадобится,
подготовка к вузу будет вестись в
стенах школы. Больше того, высшей
школе скорей всего придется
пересматривать программы и учить,
может быть, не 5 лет, а 4. Со временем
от конкурсных экзаменов в вуз можно
будет вообще отказаться, тем более
что и демографическая ситуация
этому способствует.

Другими
станут и профессиональные училища.
Если 10-классник хочет приобрести,
скажем, специальность водителя,
механика или слесаря, зачем ему
учиться 3 года? Достаточно одного
года или даже 9 месяцев. И
государству выгодно, и подростку
хорошо. Другое дело, если ему нужна
более сложная профессия плюс
программа 11-12 классов — пожалуйста,
на это есть профессиональные лицеи.
Их статус станет более четким.

Словом,
12-летка создаст более льготные, чем
сегодня, условия для овладения
каждой следующей ступенью
образования. Оно действительно
станет непрерывным, более
доступным для каждого.


Помнится, на областном учительском
конкурсе педагоги шутили: школа,
мол, вполне готова к переходу на
12-летку, вот только осталось
родильный дом открыть и клуб для
тех, кому за 16, организовать. Это я к
тому, что выпускники наши станут
великовозрастными — 18-19 лет…

— Ну а сейчас
не рожают разве некоторые девочки и
в 16, и в 14, и в 13 лет? Но ведь это
единичные случаи и уж никак
продолжительностью обучения не
объясняются. К тому же явственно
видно: брачный возраст
отодвигается, молодые люди сегодня
не торопятся обзаводиться семьей. И
правильно: надо сначала на ноги
встать, получить профессию, которая
кормит. Это общая для всего мира
тенденция, и мы от нее никуда не
денемся.

— А что
мы ответим маме, которая не хочет,
чтобы ее сын с выпускного бала
сразу в солдаты ушел?

— Она может
не опасаться: ее сыну это не грозит.
Как и всем остальным
старшеклассникам. Вводить 12-летку
планируется не раньше 2003-2004 года. К
тому времени все вопросы с призывом
в армию будут, конечно, решены.

— В таком
случае, не слишком ли рано затеваем
мы разговор об этой проблеме?

— Нет, не
рано. Как раз хватит времени для
того, чтобы все стороны — педагоги,
родители, управленцы — успели
понять друг друга, и для того, чтобы
провести все подготовительные
мероприятия. А их немало. Надо
готовить новые кадры учителей,
новые учебники, новое методическое
обеспечение. Многое предстоит
сделать на местах. Я, к примеру, уже
получил задание от губернатора:
провести ревизию всей школьной
сети. Значит, надо посмотреть
каждый город, каждый поселок,
каждую школу, провести диагностику.
Может, та или иная школа в
каком-нибудь 39 году строилась, да
еще как 7-летка, а ей завтра 12-леткой
предстоит стать. Значит, сегодня
надо планировать там
строительство, обновление
оборудования и так далее.

Говорили на
совещании и о том, что 12-летние
программы для начала будут
обкатываться экспериментально. Я
думаю, наша область наверняка в
этом примет участие. У нас есть
очень подготовленные школы,
особенно в городах. На селе,
конечно, больше будет сложностей.
Сейчас мы определили для себя 6
сельских школ, понаблюдаем за ними,
поизучаем: каковы возможности
перехода на новые сроки обучения,
какие механизмы еще нужно
задействовать, какие
управленческие решения принять.

Подготовительная
работа, по сути, уже началась. 30
процентов школ области уже перешли
на 4-летнюю начальную — это первая
составляющая реформы.

Только не
надо торопиться, "гнать
лошадей" — об этом говорили на
совещании и премьер Путин, и
министр образования Филиппов, и
многие из выступавших. Каждый шаг
должен быть выверен. Нам ведь не
нужно "как всегда", нам нужно
"как лучше".

А чтобы
отслеживать ситуацию в целом по
стране, на совещании создан
федеральный координационный совет.
В него вошли 70 человек —
представители педагогической
науки, министерства, профсоюзов,
практические работники. Так что во
вред детям ничего сделано не будет.


Спасибо за разъяснения! Будем
надеяться, они помогут родителям
разобраться в тех переменах,
которые грядут, и отнестись к ним
доброжелательно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры