Пой, "Глория", пой
Пой,
"Глория", пой
Арнольд Беркович
Казалось, это
было недавно, как будто только
вчера — в Иркутске появились афиши,
известившие о первом концерте
родившегося в недрах Иркутского
педагогического университета
камерного хора "Глория". В 1994
году, в Дни польской культуры в
Иркутске, молодой коллектив сразу
решительно заявил о себе
испонением сложнейшего
произведения мировой вокальной
классики — "Стабат Матер" К.
Шимановского. Это было первым
исполнением фрагментов прекрасной
польской музыки такого масштаба в
нашем городе.
Сегодня,
спустя пять лет со дня первого
концерта "Глории", никого не
удивляет выбор этого произведения
для открытия концертной
деятельности хора, а тогда многие
недоумевали: почему не русская,
почему не народная музыка, ибо
специализация хорового коллектива
с той поры и по сей день — лучшие
вокальные сочинения зарубежной
классики ХХ века.
Основатель и
бессменный руководитель хора
"Глория" Татьяна Ивановна
Позднякова и тогда была уверена, и
сейчас убеждена, что язык музыки
интернационален и знакомить
слушателей с лучшими образцами
зарубежной хоровой музыки — значит
способность формированию их
культурного потенциала на основе
всеобщего музыкального наследия.
Идеи эти
заложены ее музыкальным
образованием: сначала в Ежевском
музыкальном училище, затем в
Уральской консерватории им. М.
Мусоргского и, наконец, почти
двадцатилетней педагогической
деятельностью в Иркутском
педагогическом университете.
Она человек
энергичный, талантливый, из тех,
кого справедливо относят к
"борцам". Татьяна Позднякова и
хор создавала с целью
самореализации: ведь, имея
собственный творческий коллектив,
она приобретала возможность
концертной деятельности, могла
уверенно экспериментировать и
утверждать. Созданный ею хор носит
и учебный характер, однако он не
является студенческой обязаловкой.
Сюда приходят сами, влюбляются в
творческую атмосферу хора и
остаются с ним как минимум на пять
лет. А закончив университет,
благодарные хористы Поздняковой
идут "в народ", как Оксана
Новикова и Екатерина Рогач —
руководители музыкальных
коллективов лицея N 47, как
хормейстер гимназии N 25 Наталья
Удалова, как Галина Захаркив,
работающая ныне в педагогическом
колледже. Да разве только они!
Практически
каждая программа хора "Глория"
— это новые, никогда не
исполнявшиеся произведения в
Иркутске. Таким был "Военный
реквием " Б. Бриттена,
"Санктус" из "Мессы" Л.
Бернстайна, хоровые произведения
балтийских композиторов Тормиса,
Дарвиня и Ермакса, упомянутая выше
"Стабат Матер" К. Шимановского
и многие другие. С годами авторитет,
обретенный камерным хором, стал
столь очевиден, что многие
иркутские солисты и музыканты
считают за честь с ним
концертировать. И не случайно
первое прочтение "Псалома" и
"Гимна Иркутску" композитор
Лидия Янковская доверила именно
хору Татьяны Поздняковой.
Московский
композитор Ю. Буцко, чьи
произведения также исполнял
камерный хор, писал в адрес
исполнителей: "34 года назад,
когда был написан "Вечерок",
партитура считалась неисполняемой
по трудности. Один из лучших хоров —
Большой хор радио Москвы под
руководством К. Птицы — мучился
почти год, музыку сию осваивая…"
Хор Татьяны Поздняковой затратил
на это произведение два месяца, и
Юрий Буцко был в высшей степени
удовлетворен исполнением.
За пять лет
существования хор "Глория"
освоил 20 полнометражных концертных
программ, он стал непременным
участником больших и малых
праздников Иркутска и области, он
свято чтит хронологию великих
музыкальных календарных дат,
оставаясь верным рыцарем
пропаганды великого наследия
вокально-хоровых произведений.
С годами
меняется состав хора, уходят и
приходят новые концертмейстеры, но
неизменным остается вдохновенное
творчество "Глории" под
руководством заслуженного
работника культуры Российской
Федерации, заведующей кафедрой
пения ИГПУ Татьяны Ивановны
Поздняковой.