Рождественское послание
Рождественское
послание
епископа
Иркутского и Ангарского Вадима
освященному клиру, монашествующим
и всем верным чадам Иркутской
епархии Русской Православной
Церкви
Дорогие
отцы, братья и сестры!
"Любовь
Божия к нам
открылась в том, что Бог
послал в мир единородного
Сына Своего, чтобы мы
получили жизнь через Него".
(1 Иоанн 4.9)
Великая
тайна, недоступная и непостижимая в
полном объеме человеческому
разуму, но приемлемая и постигаемая
верующим сердцем — Бог явился на
земле во плоти! Небесный Отец по
безграничной, как Он Сам, любви к
роду человеческому послал на землю
от Божественных недр Своего Сына,
силою Духа Святого воплотившегося
от Приснодевы Марии, принявшего
человеческое естество и обитавшего
на земле нашей среди людей.
На заре
человеческой истории произошла
страшная трагедия, принесшая
неисчислимые страдания всему роду
человеческому. Наши прародители,
преступив заповедь своего
Создателя, согрешили. Недостойные и
неспособные общения с Богом, они
были изгнаны из рая блаженства на
землю изгнания, где сами они, их
потомки должны были в поте лица, в
изнурительной борьбе за
существование проводить жизнь.
Неизбежно такая жизнь оканчивалась
смертью не только физической, но и
духовной. Однако Господь, как
любящий Отец, определяя тяжкую
участь падшего человечества, что
явилось естественным последствием
греха, изрекает и обещание о
наступлении времени, когда "семя
жены сокрушит главу
змия-искусителя" (Быт. 3.15), и
человечество будет освобождено от
власти греха и духовной смерти и
вновь возвратится к вечной
блаженной жизни, к Богу. С большим
нетерпением многие поколения
ветхозаветных людей ожидали
свершения этого обещания Божия.
И вот
наконец-то наступила эта святая
ночь, когда свершилась великая
благочестивая тайна: "Бог явился
во плоти" (1 Тим. 3.16). Безмолвие
этой дивной ночи нарушил
ангельский хор небесной песнью:
"Слава в вышних Богу, и земли мир,
в человецех благоволение!" Слыша
эту неземную ангельскую песнь и
внимая ей, ободренные пастухи пошли
в Вифлеем и поклонились
родившемуся Богомладенцу.
Священное
евангельское повествование о
Рождестве Христовом и церковные
песнопения, исполненные простоты,
неповторимой красоты и богатства
духовного содержания, торжественно
и победно звучащие в святых храмах,
влекут сердца людей поклониться
Христу. Сегодня мы со всей полнотой
Церкви прославляем пришествие
Того, Кто не имеет начала,
Превечного Бога, Единородного Сына
Божия, составляющего единую
сущность с Небесным Отцом и Святым
Духом. Сегодня Он начинает Свое
земное бытие, чтобы совершить
спасение всего человечества, чтобы
обновить познание людей, научить их
древней заповеди послушания Богу,
всеобъемлющей любви к Нему, чтобы
прославиться в унижении и
страдании, чтобы, подвергнувшись
смерти, истребить жало смерти и
даровать вечную жизнь всем людям,
чтобы со славою вознести на небо
человеческую плоть, неизменно,
неслиянно, нераздельно и
неразлучно соединенную с
Божеством, чтобы ниспослать в мир
Утешителя Духа Святого, учащего
истине и дающего человеку в
стремлении к совершенству
благодатную силу. "Какое
богатство благости! Что это за
таинство о мне! — восторженно
восклицает вселенский учитель
Церкви Святитель Григорий
Богослов, — я получил образ Божий и
не сохранил его; Он воспринимает
мою плоть, чтобы и образ спасти, и
плоть обессмертить" (Творения.
ч.Ш.М. 1889г. Стр. 202).
Принятием
естества нашего в Боговоплощении
Начальник и Совершитель нашей веры
(Евр. 12.2) и спасение Вечное (Евр. 5.9.)
Господь Иисус Христос примирил,
соединил и сроднил всех людей с
Богом, между собою, "ибо, —
говорит апостол Павел, —
благоугодно было Отцу, чтобы
посредством Его примирить с Собою
все, умиротворив чрез Него, Кровию
креста Его, и земное и небесное"
(1Кор. 1.18-20). "Бог во Христе
примирил с Собою мир" (2Кор.5.19).
Воплощение Сына Божия явилось
также выражением Божьего
стремления сделать людей
добровольными исполнителями Его
воли, сделать их полностью
ответственными за свои действия.
Веруя в
пришествие на землю Сына Божия во
плоти, мы являемся наследниками
возвращенной нам свободы, силы и
могущества: "Верующий в Меня, —
говорит Спаситель, — дела, которые
творю Я, и он сотворит, и больше сих
сотворит, потому что я к Отцу Моему
иду" (Ин. 14.12).
Таким
образом, целью Воплощения и подвига
земной жизни Христа Спасителя было
воссоздание мира, возрождение и
обновление его, устранение из него
всех последствий грехопадения и
восстановления первозданного
Царствия Божия, в котором
осуществляется великая
первоначальная цель творения —
непрерывное откровение славы
Божией (2 Кор. 3.18) с его высшим
выражением в свободном и разумном
исполнении людьми Божественной
воли и через это — стремление к
совершенству, бесконечным пределом
которого является Сам Небесный
Отец.
Совершив
Свое спасительное дело, Господь
положил твердое основание Царства
Божия в созданной им Церкви (2 Тим.
2.19) и завещал своим последователям
продолжать в мире начатое Им
деятельное служение, направленное
к созиданию Царства Божия, которое,
начинаясь в сердце человека (Лк.
17.21), должно распространяться и
обнимать собою всю область
человеческих отношений, обновляя и
очищая все (1 Кор. 15.28). Царство Божие
есть "правда и мир и радость во
Святом Духе" (Рим. 14.17) Оно есть
внешнее благо христианина,
служащее целью и пределом всех его
стремлений, желаний и дел (Мф. 14.44-46).
Созидается Оно любовью к Богу и ко
всем людям, по которой только и
познаются истинные ученики
Христовы (Ин. 13.56).
На исходе
второго тысячелетия с момента
Рождества Христова следует
признать, что процесс созидания
Царства Божия в той или иной
степени охватил все человечество,
ибо христиане, действуя подобно
закваске, явились огромной
преобразующей силой. Христианские
принципы братства и справедливости
стали осуществляться различными
способами и путями, в том числе
воспитательными и
законодательными.
Богомладенец,
лежащий в убогих яслях вертепа,
являет вечный пример подлинного
смирения и снисхождения,
взывающего к взаимной любви,
состраданию и братству.
Воплощение
Единородного Сына Божия напоминает
каждому христианину о его
священной обязанности любви,
разумной снисходительности ради
мира со всеми людьми (Рим. 12. 18) без
ущерба для веры и нравственности.
Напоминает о том, что всякое
пренебрежение богатством благости,
кротости и долготерпения Божия
(Рим. 2.14), попирающее любовь и
разрушающее мир, есть преступление,
новое распятие Сына Божия (Евр. 6.6),
навлекающее на себя грозный суд
Божий (Евр. 10.31).
Долг каждого
христианина состоит в том, чтобы,
духовно лично совершенствуясь,
быть голосом Божиим здесь, на земле,
зовущим к истине и обличающим
неправду, пресекающим вражду и грех
во всех его проявлениях. Верные
чада Русской Православной Церкви,
вознося свои горячие усердные
молитвы об Отечестве нашем и
благополучии его народа, вместе с
тем пламенно свидетельствуют о той
горькой участи, в которой находится
наша страна и большинство ее
народа. Нам горько сознавать, что
зачастую у кормила власти
находятся люди, у которых страдания
народа, ввергнутого в нищету, не
вызывают угрызения совести. С болью
в сердце мы свидетельствуем о том
одурманивании и духовном
разложении общества, которое
целенаправленно проводится наряду
с расхищением национальных
богатств России в угоду корыстным
интересам безнравственных
личностей. Бездушие, откровенная
ложь, унижение человеческого
достоинства, наркомания, пьянство,
разврат, коррупция, растление умов
— вот далеко не полный перечень
пороков, разлагающих наше общество.
Под угрозой уничтожения находится
не только величие нашего
государства, но и его целостность и
свободное существование. Мы
обращаемся ко всем жителям нашей
Отчизны: одумайтесь! Научитесь по
плодам деятельности определять
носителей добра и носителей зла.
Обратите свой взор на вопль, слезы и
страдания народа, обратите свою
совесть к евангельской истине!
Невозможно построить свое
собственное благополучие на лжи и
страданиях других людей, ибо
воздаяние не замедлит сказаться.
В ночь
Рождества Христова только ангелы
небесные славословили пришествие
Сына Божия на землю. Ныне же этот
ангельский гимн, возносимый от
земли к небу, звучит по всей
вселенной. И мы, многократно
повторяя песнь небожителей,
прославляем милость и любовь
Небесного Отца к роду
человеческому, к его земным детям.
Эта песнь вселяет в наши сердца
надежду на спасение и уверенность в
том, что мы "уже не чужие и не
пришельцы, но сограждане святым и
свои Богу" (Ефес. 2.19). Эта песнь
объединяет всех людей доброй воли в
действенном претворении в жизнь
христианских идеалов.
Дорогие отцы,
братья и сестры, поздравляю вас с
великом праздником Рождества
Христова! Желаю вам в эти
торжественные святые дни пребывать
в душевном и всеобъемлющем мире.
Да будет этот
юбилейный 2000 год годом особой
милости и благости Божией, да
пребывает наше Великое Отечество и
весь наш народ в мире, здоровье и
всяком благополучии.
На всех вас,
дорогие отцы, братья и сестры, на
подвиг служителей Христовых
всякого звания и чина, на всех вас,
сыны и дочери Святой Церкви, на ваши
труды во благо Отчизны и народа
нашего, на ваши благие заботы и
пожелания я призываю благословение
Господа Иисуса Христа. Аминь!