Чтобы стали дети умнее всех на свете
Чтобы
стали дети умнее всех на свете
Всем известно, школа у нас
бесплатная. Это продекларировано в
Конституции, в Законе "Об
образовании" и других
директивных документах. Но вряд ли
можно найти родителя, который на
протяжении всего периода обучения
своего ребенка не был бы связан со
школой тесными финансовыми узами:
то на ремонт класса деньги
требуются, то на учебники, то на
оплату занятий по какому-нибудь
дополнительному предмету. Родители
нередко ропщут, но в конфликт со
школой стараются не вступать.
Опасаются, что их
"строптивость" детям боком
выйдет.
Так все же: платить
или не платить? Если да, то почему и
в каких случаях? И кому платить —
классному руководителю, директору
школы? На эти актуальные для
родительской общественности
вопросы отвечает сегодня первый
заместитель начальника Главного
управления образования области
А.К.КОСТИН.
—
Обязательной является плата только
за дополнительные образовательные
услуги, — говорит Александр
Константинович.— Давайте
разберемся, что это такое.
Каждая школа
имеет свою программу, свой базисный
учебный план — главный документ, по
которому строится учебный процесс
в школе. Он включает в себя все
предметы, факультативы, спецкурсы,
обеспеченные бюджетным
финансированием. Иными словами: в
рамках этого учебного плана
каждому ученику гарантировано
бесплатное обучение.
Если же
родители хотят, чтобы их дети — к
примеру, учащиеся начальных
классов — изучали иностранный язык,
а этот предмет в учебном плане
данной школы не предусмотрен, то
организовать его изучение можно
только на платной основе. Так же как
и любого другого предмета,
выходящего за рамки базисного
учебного плана. Вот это и есть
"платная образовательная
услуга".
— Если уж
речь зашла об иностранном, то в
одних школах в тех же начальных
классах он преподается бесплатно, а
в других — за деньги. Почему?
— Потому что
в одних школах он включен в
базисный учебный план, а в других —
нет. Дело в том, что документ, о
котором я говорю, состоит из трех
частей: обязательные предметы,
школьный компонент и вариативная
часть. За счет последней,
вариативной, части каждая школа
имеет возможность выбрать те или
иные предметы, которые определят ее
учебный "профиль", ее
индивидуальный облик среди других
школ. При этом школа опирается на
свои педагогические и
учебно-материальные возможности и
учитывает желание родителей. А
поскольку выбранные предметы
становятся частью базисного
учебного плана, то преподаются они
бесплатно.
Уточню также,
что изучение предметов по
программам повышенного уровня в
лицеях и гимназиях к платным
дополнительным услугам не
относится, так как эти предметы
соответствуют их статусу и входят в
учебный план.
— Значит,
чтобы рядовому родителю
окончательно разобраться, с
платной образовательной услугой он
имеет дело или с бесплатной, он
должен…
—…познакомиться
с учебным планом своей школы,
класса, в котором учится ребенок, —
достаточно обратиться к классному
руководителю. Иногда это
действительно помогает установить
нарушение, которое допускает школа,
примеры такие у нас есть.
Пригласили, скажем, на преподавание
какого-то предмета, обозначенного в
учебном плане, (а значит, для всех
детей бесплатного),
высококвалифицированного
специалиста, а он недоволен
предусмотренной бюджетом
зарплатой. Вот и предлагает
администрация школы родителям
дополнительно оплатить услуги
преподавателя, а это
противозаконно.
— Но,
допустим, все требования закона
соблюдены, родители
заинтересовались предложенной им
платной образовательной
программой. Что дальше, как это
документально оформляется, кому
платить деньги?
— Родители
пишут заявление, директор школы
издает приказ о том, что
сформирована группа для оказания
платных образовательных услуг,
назначает ответственных за его
исполнение. Родители сдают
положенные суммы — не классному
руководителю и не директору, а
обязательно в кассу школы, и
получают квитанцию. В этом случае
они гарантированы от каких бы то ни
было финансовых нарушений.
А вообще-то я
бы посоветовал родителям, прежде
чем соглашаться на ту или иную
образовательную услугу,
познакомиться с расчетом — из чего
же складывается сумма за обучение.
А для полной ясности
поинтересоваться, на какой
конечный результат выйдет
предлагаемая программа. А то ведь
образовательных соблазнов сегодня
много: хочется, чтобы ребенок и
компьютером умел пользоваться, и
иностранным владел, еще лучше —
двумя. Так что надо как следует
убедиться, что именно эта
дисциплина вашему ребенку
необходима и платить за нее стоит.
— Еще
одна убыточная для родительского
кошелька статья — учебники. Сегодня
их великое множество, а учителю
хочется, чтобы по его предмету дети
занимались сразу по нескольким
учебникам. Увы, это далеко не
каждому по карману, ведь стоимость
учебников под 100 рублей и выше…
— Чтобы не
допустить такой разорительной
самодеятельности, Министерство
образования и коллегия Главного
управления области утвердили по
каждому предмету базовые учебники.
Так что требование педагога
приобрести какой-то дополнительный
учебник, не предусмотренный
программой, противозаконно.
Сначала учитель должен получить
согласие администрации школы и
родителей, и если большинство
против, то он обязан организовать
учебный процесс по тем учебникам,
которые доступны каждому ребенку.
— Но
иногда и учебники есть, и все
остальные условия тоже, а
успеваемость у школьника — хуже
некуда. В конце концов учитель
советует родителям: ищите
репетитора. А это новые расходы, да
еще какие. Тоже своего рода
"платная образовательная
услуга", на которую толкнула
школа…
— На подобные
советы учитель просто не имеет
права. Это его профессиональная
обязанность — научить каждого
ребенка тому минимуму, который
предусмотрен государственной
программой. Если же школьник
все-таки отстает от сверстников, то
в каждой школе есть
психолого-педагогическая комиссия,
она поможет разобраться с
причинами и подобрать посильную
программу обучения.
Поэтому,
уважаемые родители, если учитель
отправляет вас к репетитору, не
торопитесь следовать его совету.
Все вопросы, связанные с обучением
вашего ребенка, вполне разрешимы в
стенах школы.
— Думаю,
родители будут благодарны вам за
эти разъяснения. Хотя вопрос о
финансовых взаимоотношениях со
школой, безусловно, на этом не
исчерпан, мы вернемся к нему еще не
однажды.
— А я в
заключение хочу напомнить, что у
нас в Главном управлении
образования действует телефон
доверия, так что со всеми вопросами
можно обращаться напрямую к нам.
Звоните, пожалуйста, по телефонам
34-07-76 и 34-18-86.