издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Усольехимпром" хотят пустить с молотка. Только удается ли?

"Усольехимпром"
хотят пустить с молотка.
Только удается ли?

Банкротство
предприятий через введение
внешнего управления стало в России
самым изящным способом передела
собственности. Контроль за
финансовыми потоками предприятия с
целью извлечения прибыли — теперь
самая престижная форма ведения
бизнеса. Как правило, структуры,
практикующие эти методы, не строят
планов на далекую перспективу.
Отечественная корпоративная
практика, за редким исключением, не
знает примеров, когда бы
банкротство становилось для
акционерных обществ спасением и
благом. Под личиной банкротства
скрываются, как правило, тайные
намерения определенных групп,
которые ни в грош не ставят
государственные интересы и
откровенно игнорируют судьбы
простых людей. Не случайно в число
банкротов попадают
градообразующие,
экспортноориентированные
предприятия, а не малодоходный
мелкий или средний бизнес.

Так,
привлекательным объектом для
передела стало крупнейшее в России
предприятие химического
производства ОАО
"Усольехимпром", неожиданно
удостоившееся внимания московских
чиновников. 20 декабря
межведомственная балансовая
комиссия, впервые ознакомившись с
финансовым состоянием
акционерного общества, приняла
решение предложить коллегии
уполномоченных государственных
представителей при Федеральной
службе России по финансовому
оздоровлению и банкротству (ФСНО)
рассмотреть вопрос о банкротстве
предприятия с последующей
процедурой конкурсного
производства. Основанием для
такого решения стало то, что члены
комиссии, не вникнув глубоко в суть
проблемы, пришли к выводу:
"Финансовое состояние
предприятия не может быть
оздоровлено даже в течение 10
лет". А администрации Иркутской
области рекомендовано принять
активное участие в последующей
судьбе ОАО "Усольехимпром" с
учетом его значимости для области и
города Усолья-Сибирского.
(Последнее выглядит по меньшей мере
цинично, поскольку призывает
местные власти способствовать
гибели градообразующего
предприятия). С этого момента
предприятие попало под особый
контроль МБК.

Тема
банкротства для усольского
производства актуальной стала
достаточно давно. Финансовые и
производственные показатели в
течение последних пяти лет
оставляли желать лучшего. Именно то
обстоятельство, что предприятие в
последние несколько лет
стремительно шло к банкротству,
стало основанием для собственника
в лице государства произвести в
июне 1999 года организационные
процедуры в органах управления АО.
Это позволило в короткие сроки
остановить рост кредиторской
задолженности, начать работу по
возврату дебиторки, обеспечить
регулярные текущие платежи в
бюджеты всех уровней и начать
работу по реструктуризации
задолженности с основными
кредиторами. Однако чиновники МБК
озаботились "злостным
неплательщиком" именно тогда,
когда бюджеты и внебюджетные фонды
стали получать "живые" деньги,
а трудовой коллектив стал строить
оптимистичные планы на будущее.
Возникает закономерный вопрос:
почему дамоклов меч банкротства
навис над "Усольехимпромом"
тогда, когда предприятие медленно,
но верно стало выбираться из
долговой ямы. Почему на протяжение
пяти лет никто из представителей
фискальных ведомств не ставил
вопрос о своевременных выплатах
обязательных платежей? И
действительно ли Усольский химпром
задолжал настолько фантастические
суммы, что у чиновников не было
больше сил терпеть эти безобразия?

Главной
претензией межбалансовой комиссии
к руководству "Усольехимпром"
стало состояние расчетов с
федеральным бюджетом и
внебюджетными фондами. Члены
комиссии вынуждены были
констатировать, что предприятие
уплачивает текущие платежи,
сохраняя недоимку в федеральный
бюджет всего в 19 миллионов рублей
(без учета пени и штрафов, а они
составляют 16,5 млн. рублей). Не
всякое российское предприятие
может похвастаться "таким
невыносимо тяжелым" долговым
балластом. Были времена, когда на
той же МБК годами рассматривались
неплательщики в федеральный
бюджет, но вопрос об их банкротстве
почему-то не поднимался.

Аргументируя
необходимость банкротства, члены
комиссии сослались на полную
неспособность предприятия к
расчетам с кредиторами и
отсутствие шансов на
восстановление таковой. Данные
утверждения никак не стыкуются с
тем фактом, что в третьем квартале,
после смены менеджмента,
остановлен рост кредиторской
задолженности и ведется работа по
заключению договоров о
реструктуризации с основными
кредиторами. Анализируя финансовое
состояние предприятия, комиссия
пришла к выводу, что накопленные
убытки в сумме свыше 1,2 млрд. рублей,
эквивалентны объему годовой
выручки. Основным источником
заемных средств являются средства
технологических кредиторов, а
также фискальные органы. "Масса
накопленной предприятием
задолженности эквивалентна объему
его 16-месячной выручки. И с учетом
направления части выручки на
погашение данной задолженности
предприятию потребуется несколько
лет". На каком основании комиссия
сделала вывод, что финансовое
состояние предприятия не может
быть оздоровлено даже в течение
десяти лет, из протокола заседания
МБК не понятно.

Стоит
отметить, большинство
отечественных предприятий
находится в куда более тяжелом
финансовом положении, а за счет
товарных кредитов естественной
региональной монополии
"Иркутскэнерго" существовали
все без исключения экспортно
ориентированные предприятия
региона в период действия
валютного коридора. Многие из них
имеют существенную кредиторскую
задолженность перед
энергетической компанией, в
результате чего дебиторская
задолженность последней, без учета
задолженности РАО ЕЭС России,
составляет 800 миллионов рублей.
Данные обстоятельства
свидетельствуют: львиная доля
кредиторской задолженности
"Усольехимпрома" была
накоплена в основном по
объективным макроэкономическим
факторам, а именно из-за
убыточности экспорта. Причиной
тяжелого финансового состояния
предприятия стала и
неудовлетворительная работа
прошлой дирекции , в бытность
которой из акционерного общества
было выведено и отчуждено, как
отмечает комиссия, 50-100 млн.
долларов потенциального
оборотного капитала.

Члены
комиссии почему-то не взяли во
внимание то обстоятельство, что
именно сейчас у предприятия
появился вполне реальный шанс
рассчитаться с долгами по причине
изменения все тех же
макроэкономических обстоятельств.
Одним из пунктов антикризисной
программы, рассчитанной на пять
лет, является увеличение доли
экспорта и расширение номенклатуры
экспортной продукции. Руководство
предприятия уже добилось в этом
направлении значительных успехов.
На внешний рынок продвинуты новые
виды продукции, которые до этого
реализовывались только на
внутреннем рынке. За второе
полугодие 1999 года достигнут
беспрецедентный для российской
промышленности рост объемов
промышленного производства — 44,9 %.
Таких результатов удалось достичь
благодаря активным мерам по
финансовому оздоровлению
предприятия, которые проводятся
дирекцией под жестким контролем
РФФИ, владеющим 27% акций.
Руководству комбината удалось
создать математические модели
управленческого учета, позволяющие
прогнозировать финансовое
состояние предприятия на далекую
перспективу.

Совершенно
непонятно, почему МБК решила
применить к "Усольехимпром"
столь жесткую меру, как конкурсное
производство, рассмотрев
финансовое состояние предприятия
на единственном заседании. Если
члены МБК так озабочены
наполнением бюджетов и
внебюджетных фондов, то им стоило
бы взять во внимание то
обстоятельство, что при продаже
основных фондов "с молотка"
все без исключения кредиторы
теряют возможность в полном объеме
вернуть свои долги. А в их число,
между прочим, входит и государство.
Кроме того, процедура конкурсного
производства не предусматривает
учета мнения кредиторов. Более
того, распродажа активов
градообразующего предприятия
отрицательным образом скажется и
на работе энергокомпании,
поскольку "Усольехимпром"
является крупнейшим потребителем
энергии после двух алюминиевых
заводов. Всем известно, что
стратегией руководства
энергокомпании всегда была борьба
за каждого потребителя. А
перспективу города
Усолья-Сибирского, бюджет которого
на 75% формируется за счет
градообразующего предприятия,
страшно даже представить. Очевидно,
дестабилизация градообразующего
предприятия повлечет за собой
социальный взрыв.

Может быть,
чиновники руководствовались
соображением, что вырученными от
продажи Усольского химпрома
средствами они смогут заткнуть
дыры в федеральном бюджете? Но
похоже, что даже они не верят в
товарную привлекательность
объекта, которому сами же сделали
антимаркетинг. Напрашивается
вывод: кто-то "положил глаз" на
Усольский химпром, чтобы за
бесценок получить контроль над его
финансовыми потоками,
увеличившимися кратно курсу
доллара. Иначе трудно объяснить,
почему предприятие хотят
подвергнуть банкротству сейчас,
когда экспорт наиболее рентабелен
по причине высокого курса доллара и
выгодной конъюнктуре химической
продукции на мировых рынках. Кто же
этот великий комбинатор, решивший
обогатиться за счет государства и
рядовых усольчан и подвигнувший
чиновников из МБК на
экстранеординарный эксперимент. В
России еще никто не отваживался
банкротить градообразующее
предприятие так откровенно и нагло
— через процедуру конкурсного
производства.

Однако,
решение МБК еще не означает, что
структуры, поставившие своей целью
завладеть Усольским химпромом
таким варварским способом,
добьются успеха. Судьба Усольского
химпрома и жителей
Усолья-Сибирского во многом будет
зависеть от позиции местных
властей и собственников,
крупнейшим из которых является
государство в лице РФФИ. Так,
вице-губернатор Иркутской области
Николай Ерощенко заявил, что вопрос
о банкротстве "Усольехимпром"
поставлен более чем
преждевременно. По его мнению,
председатель межведомственной
балансовой комиссии г-н Карпов не
обладал полной информацией о
нынешней ситуации на предприятии. А
она такова: акционерное общество
рассчитывается по текущим
платежам, ситуация
стабилизируется. Николай Ерощенко
подчеркнул, что членам МБК перед
принятием решения надо было
изучить структуру задолженности
АО.

Присутствовавший
на заседании МБК первый
заместитель губернатора Иркутской
области Валентин Межевич
высказался категорически против
процедуры конкурсного
производства на градообразующем
предприятии и заявил, что
администрация области обратится по
этому вопросу с письмом в адрес
премьера Владимира Путина.

Вряд ли
собственник допустит ущемления
своих интересов, поскольку совсем
недавно, нынешней весной, им были
предприняты решительные меры по
реализации антикризисной
программы. Цель этих действий
понятна и логична — акционерное
общество должно приобрести
инвестиционную привлекательность
и продано на конкурсной основе.
Даже неискушенному человеку
понятно, что для местных властей,
федерального бюджета и трудового
коллектива куда привлекательнее
продать предприятие солидному
инвестору, чем допустить
сомнительную процедуру с
непредсказуемыми экономическими и
социальными последствиями.

Галина
Солонина

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры