Не денежная, а социальная прибыль!
Не
денежная, а социальная прибыль!
7 декабря в Госкомприроде
состоялось заседание экспертной
комиссии, рассматривавшей вопрос о
сооружении линии для подачи
энергии населенным пунктам в
долине реки Голоустная. На
заседание был приглашен ведущий
научный сотрудник Института систем
энергетики СО РАН Александр
Кошелев, наш постоянный автор. Ему и
слово.
Проблема
электроснабжения долины
Голоустной — притча во языцех и
проблема острее некуда.
"Восточно-Сибирская правда"
выступала по этому вопросу
неоднократно. Это были в основном
тревожные материалы: полторы
тысячи жителей Малого Голоустного
и пять с половиной сотен Большого
не имеют надежного
электроснабжения практически с тех
пор, как после создания
национального парка прекратилась
добыча и первичная обработка леса —
единственная сфера занятости
населения, источник доходов, и
стало невозможным иметь свои
средства на оплату топлива для
дизельной электростанции.
В нескольких
моих публикациях обосновывалась
возможность и эффективность
сооружения ветровых
электрогенераторов в Большом
Голоустном, где на оси долины
ветровая активность экстремально
высока, а также эффективно
использование нетоварной
древесины для производства
электроэнергии по паросиловому и
газогенераторному циклам, — и
применение маленьких бесплотинных
ГЭС для таких поселков, как Нижний
Кочергат, и для объектов рекреации.
В конце прошлого лета
"Восточка" сообщила, что
Востоксибэлектросетьстрой начал
строительство линии в долину при
финансировании за счет налога на
прибыль от ранее сооруженной ЛЭП-500
киловольт от Иркутска через
Гусиноозерск на Читу. Я встретил
это сообщение с удовлетворением:
ИСЭМ и лично я никогда не
противопоставляли эти так
называемые альтернативные
источники традиционному
электроснабжению — не вместо, а
вместе! Работая в составе
энергосистемы, ветряк будет
отдавать туда избытки мощности в
период осенне-зимних сильных
ветров, а в штилевую погоду энергия
пойдет из сети. Для энергосистемы
наличие электрогенераторов на
конце длинного радиуса-плеча
повысит надежность, уменьшит
затраты на централизованное
резервирование. То есть, казалось
бы, радоваться надо, однако,
получается, радуются не все.
Суть
экологических претензий состоит в
следующем. Во-первых, ЛЭП начали
строить не по тому варианту, о
котором всегда говорили: не вдоль
автодороги от Иркутска через
Горячие Ключи на Малое Голоустное,
а от села Большая Речка на берегу
Иркутского водохранилища по долине
этой реки с выходом на Нижний
Кочергат между Малым и Большим
Голоустным. При этом пересекается
территория национального парка и
Кочергатского заказника. Во-вторых,
ЛЭП строится без экологической
экспертизы проекта и без проекта
вообще.
Почему или
зачем изменили трассу? Мне это
представляется вполне разумным. На
трансформаторной подстанции
"Большая Речка" имеется
избыточная мощность в связи с тем,
что в поселке Большие Коты, куда
идет линия от этой подстанции,
нагрузка не будет расти так, как
предполагалось. ЛЭП в новом
варианте имеет долину не сто с
лишним, как первоначально, а сорок
километров, поэтому можно обойтись
напряжением не 110 киловольт, а лишь
35 — это снижает общие затраты раза в
три-четыре. Ширина просеки-коридора
для линии уменьшается в
соответствии с нормативами от 50 до
38 метров — тоже неплохо.
То, что линия
в новом варианте идет по территории
ограниченного природопользования
— да, это так. Но национальный парк и
заказник — это ведь не заповедник,
хозяйствование там полностью не
запрещено — это раз.
Документ-разрешение на отчуждение
территории для этого объекта
особой социальной значимости
имеется — это два. Просеки в лесах —
это самое радикальное решение для
локализации очагов пожара, а у
национального парка денег хватает
лишь на запретительные плакаты —
три. От жителей долины есть петиция,
подписанная в том числе и
проживающими там работниками
национального парка — !! — о
прокладке этой ЛЭП, где содержатся
суровые предупреждения в адрес
администрации парка — это четыре.
Ну, и еще, не
из той оперы, но немаловажное.
Строящаяся линия вошла в бюджетный
план 1999 года, и если деньги не
освоить, то они очень даже могут
пропасть. Понятно, что мне,
технократу, да к тому же энергетику,
зеленые могут повесить
соответствующий ярлык. Но вставить
сейчас палки в колеса и зарубить
начатое строительство — ей богу,
это было бы, как однажды я слышал
публично сказанное председателем
Госкомприроды А. Малевским, — это
было бы проявлением "зеленого
фашизма".
Участвовать
в заседании такой экспертной
комиссии мне довелось впервые.
Парадокс: объект достраивается, и
тут спохватились, что нет
важнейшего, непременного документа
— "Оценки воздействия на
окружающую среду". То есть шагают
столбы ЛЭП по прорубаемой просеке,
а контролирующая инстанция —
Госкомприрода — не знает. Знал ли
национальный парк, лично я не понял.
Но национальный парк не против, а он
даже за: просека для ЛЭП делается
там, где запланирована просека
противопожарная. Причем речь идет о
заросшей, заваленной
катастрофическим снеголомом 1991
года дороге, которую сделали лет
сорок назад, чтобы переместить
отработавший свое Большереченский
леспромхоз в долину Голоустной.
Просека идет через Кочергатский
соболиный охотничий заказник, но он
есть лишь на бумаге — в смысле, им
никто не занимается…
Комиссия
должна вынести свое решение к 16
декабря. Похоже — точнее, есть
уверенность! — что решение будет
таким. Первое: строительство линии
завершать, поскольку она имеет
судьбоносное значение для жителей
долины и сколько-то заметного
ущерба природной среде, интересам
национального парка не приносит, а
даже наоборот. Второе:
экологическая экспертиза вдогонку
ушедшему поезду — это факт
вообще-то вопиющий, прямо
преступный и такое случается с
половиной строящихся в области
объектов; за такое надо взыскать
через прокуратуру, ибо это —
нарушение закона.
Ну, а в
заключение — мои поздравления двум
тысячам жителей долины: к вам идет
энергия, идет свет, которые не
остановить.