Мы - за объединение с Иркутской областью
Валерий
МАЛЕЕВ:
Мы — за
объединение с Иркутской областью
Предвыборная
гонка в полном разгаре. В очередной
раз Усть-Ордынский округ стоит
перед непростым выбором: кого из
восьми кандидатов предпочесть,
кому отдать свои голоса, кому
поверить? Люди устали обманываться.
Впрочем, надежда умирает
последней…
Волна
выборов подняла один из самых
актуальных вопросов в жизни округа
— взаимоотношения с Иркутской
областью. Сейчас тема объединения
двух субъектов Федерации
недобросовестно разыгрывается, как
козырная карта, кое-кем из
претендентов на депутатский
мандат. Руководство окружной
администрации — за объединение. Но,
между тем, вопрос этот — деликатный
и не терпит популистского наскока.
Как считает глава администрации
Усть-Ордынского округа Валерий
Малеев, подходить к термину
"объединение" нужно предельно
осторожно — понятие это не
юридическое, а политическое.
Поэтому сначала нужно подвести под
объединение законодательную базу,
внести необходимые изменения в
Конституцию. Кроме того, необходимо
разрешить некоторые межбюджетные
вопросы. Так, например, если
присоединять нищий Усть-Ордынский
округ к области с ее бюджетными
проблемами, ни та, ни другая сторона
от этого не выиграет.
— Самый
главный вопрос на сегодня —
перевести наши межбюджетные
отношения с областью и Федерацией
несколько в другую плоскость, —
говорит Валерий Геннадьевич.—
Стратегическая цель такая:
добиться, чтобы сумма трансфертов
округу была максимально увеличена,
и сделать так, чтобы область, в
случае объединения, оставляла у
себя ровно эту же сумму налоговых
отчислений в федеральную казну.
Тогда можно было бы произвести
зачет: Москва не претендует на
деньги области, а область, в свою
очередь, пускает эти средства на
развитие округа. Из федеральной
казны мы, таким образом,
трансфертов не получаем, вся сумма
идет из областного бюджета. За счет
такой схемы наш округ попал бы во
все стратегические областные
программы — например, в программу
развития энергетики, сельского
хозяйства, образования,
здравоохранения. И для Иркутской
области тоже плюс — снижение
налогового пресса: вместо того,
чтобы перечислять эти деньги в
федеральный бюджет, область будет
оставлять их на месте. И этот вопрос
находится в стадии решения.
В 1993 году у
жителей нашего округа никто не
спрашивал, хотят они или не хотят
разъединения с Иркутской областью,
— разрезали по живому и все. Кстати,
ныне действующий депутат, по сути
дела, был у истоков разделения
округа и области на два разных
субъекта Федерации. Отчасти, это
была даже его инициатива. Он
готовил Устав округа, необходимые
документы. Этот раскол — его дитя. Но
ведь наш округ не может выжить
самостоятельно! Наш путь —
политический, а не экономический
суверенитет. То, что мы серьезно
пострадали от этого
административно-территориального
деления — прежде всего, в
экономическом отношении, сегодня
становится очевидным фактом. А
теперь те же люди, что ратовали за
этот пагубный разрыв, декларируют
объединение округа с областью. Хотя
все мы понимаем, что в данной
ситуации эта идея так же
невыполнима, как строительство в
округе аэропорта. Это — абсурд.
Существующая законодательная база
не позволяет нам объединиться, хотя
мы этого очень хотим. Поэтому я
надеюсь, что новый состав Госдумы
добьется, наконец, того, чтобы в
Конституцию были внесены поправки,
необходимые для объединения. Увы,
ныне действующие депутаты не
сделали в этом плане нужных шагов,
поэтому вся надежда на новый состав
Госдумы. Обидно, что идея
объединения, которую сейчас
используют некоторые кандидаты,
"всплыла" полтора месяца
назад, и весьма вероятно, что после
выборов все опять заглохнет, если в
Думу не придут новые люди.
Вообще,
проблема сложно построенных
субъектов Российской Федерации
(автономных территорий,
находящихся как бы внутри другого
субъекта РФ) существует не только у
нас в округе. Главы администраций
десяти автономных округов России (и
я, в том числе) неоднократно
обращались в правительство РФ,
Государственную Думу с просьбой
решить эту проблему. Ведь страдают
наши люди: крупные
перерабатывающие предприятия,
медицинские и образовательные
центры — там, в области, а у нас
доступ ко всему этому весьма
ограничен из-за межсубъектных
отношений. Увы, ни правительство, ни
депутаты нам не помогли. Между тем,
объединение позволило бы нашему
округу решить массу социальных и
экономических вопросов.
В частности,
рассматривать стратегию
экономического развития округа
необходимо в совокупности с
Иркутской областью прежде всего
потому, что там построена мощная
перерабатывающая база, которая
загружена монгольским, китайским и
прочим завозным сырьем. А ведь
раньше мы поставляли свою
сельхозпродукцию для переработки в
Иркутской области. Поэтому задача
органов власти округа и области —
создать механизм взаимодействия.
Есть предварительная
договоренность с губернатором
Борисом Александровичем Говориным
о том, что вопрос нашего тесного
сотрудничества в сфере сельского
хозяйства будет рассмотрен на
административном комитете области.
Договорились и с руководителем
главного сельхозуправления
области Николаем Эдуардовичем
Эльгертом о том, что вопрос этот
будет вынесен на коллегию ГУСХ.
Будем совершенствовать общую
стратегию в области переработки и
реализации сельхозпродукции. Все
мы понимаем, что, чем крупнее
перерабатывающее предприятие, тем
ниже себестоимость его продукции. А
в округе нужны мелкие предприятия
переработки для того, чтобы
обеспечивать нужды своей
территории. Строить мощные заводы в
округе просто нелепо. Зачем это
делать, если они есть в Иркутской
области? Поэтому тема объединения и
интеграции округа в единое
экономическое пространство
области — дело ближайших двух-трех
лет, и привязывать это к теме
выборов сегодня, на мой взгляд,
преждевременно.
Еще одна
"больная" для округа тема —
кого из восьми кандидатов
предпочесть? Для жителей
усть-ордынской автономии вопрос
отнюдь не праздный, и кому, как не
главе окружной администрации,
знать, кто лучше может представлять
интересы округа на федеральном
уровне.
— Очень
важно, чтобы депутат работал на
благо округа совместно с
исполнительной властью территории,
которую представляет в Думе, —
убежден глава округа Валерий
Малеев. — Есть поговорка: один в
поле не воин. Опыт показывает, что в
регионах, где нет такого
взаимодействия, работа народного
избранника малоэффективна.
— В
последнее время в прессе
поднимается тема: человек с
московской пропиской не должен (и
не может) представлять
национальный округ в Госдуме. Мол,
для "варягов" главное —
заполучить депутатский мандат, а
потом они о своих избирателях и
думать забудут. Как вы относитесь к
подобному мнению?
—Для меня
понятие "москвич" довольно
условно. Что значит москвич?
Человек с московской пропиской?
Сейчас у нас из 8 кандидатов,
которые баллотируются по
Усть-Ордынскому округу, четверо
имеют московскую прописку. По
большому счету, для меня, в данном
случае, земляками являются те люди,
которые живут и работают рядом со
мной, а не абсолютно все выходцы из
Усть-Орды. В России немало именитых
уроженцев нашего округа. Бурятская
диаспора в Москве, например,
составляет более 8 тысяч человек. Но
это не значит, что у человека,
родившегося на нашей земле, есть
какие-то преимущества перед
москвичом. Наивно думать, что
"наш земляк, человек из
округа", сделает для своей малой
Родины больше, чем москвич. Это —
необъективно. По-моему, совершенно
неважно, где родился и живет
депутат, главное, чтобы он обладал
деловыми качествами и реальными
возможностями помогать своим
избирателям.
—
Существует мнение, что
представлять национальные
территории должны люди
соответствующей национальности:
например, от Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа в
Госдуме должен быть непременно
бурят. Вообще, как вы относитесь к
использованию национальной идеи в
предвыборных баталиях?
— Сейчас
большинство людей в округе
понимает, что национальность — не
главное. В России существует
Ассамблея Народов России, которую
возглавляет Рамазан Абдулатипов.
Там национальное
представительство оправдано и
необходимо. Есть Министерство по
делам национальностей, по делам
региональной политики. А в Думу
должен пройти человек, который
имеет реальные возможности и
способности лоббировать интересы
территории, на которой избрался.
Если преследовать строго
национальные признаки, получится
не очень красивая ситуация.
Например, в Иркутской области
(вместе с нашим округом) пять
одномандатных округов, то есть
может быть избрано только пять
человек. А в области живут
представители не одного десятка
национальностей. Какую из них
признать коренной? А кто тогда
будет представлять национальные
интересы остальных? Я надеюсь, что
все мы — жители многонациональной
страны — уже выросли из этих
упрощенно-националистических
взглядов. Любой гражданин России,
вне зависимости от своей
национальной принадлежности, имеет
право избираться и быть избранным —
так гласит Конституция.
У территории,
где несколько одномандатных
округов, гораздо больше
возможностей для маневра —интересы
ее представляет несколько человек
(хоть с кем-то из депутатов можно
наладить плодотворную работу). Наш
округ — увы — имеет только одно место
в Госдуме, и благополучие региона
напрямую зависит от одного
человека — депутата, которого мы
изберем. Прогадать в этом деле,
обрекая население всего округа на
прозябание еще в течение 4 лет,
по-моему, недопустимо.
— К
вопросу о "варягах": в Агинском
округе люди избрали депутатом
Иосифа Кобзона — отнюдь не земляка.
Сейчас они не жалеют о своем выборе?
— Я могу
высказать только свое личное
мнение. Несколько раз, уже будучи
главой администрации округа, я
бывал в Аге. Выборная кампания в
Думу прошлого созыва (когда там
баллотировался Кобзон) была
непростой, я бы сказал, болезненной.
Причем, настроения в народе
относительно предпочитаемого
кандидата и многие другие вопросы,
которые возникают сейчас у нас в
округе по поводу москвичей, схожи с
теми, что были в Аге. Сейчас твердо
можно сказать: ни один житель
Агинского Бурятского автономного
округа (может быть, за очень редким
исключением) не жалеет о том, что
избрал депутатом от своей земли
москвича еврея Иосифа Давидовича
Кобзона.
Тамара
МУРЗАЕВА.