Что обещает школе новый век
Что
обещает школе новый век
Дина Мадьярова,
"Восточно-Сибирская правда"
В начале 2000-го отечественное
образование обогатится новым
солидным руководящим документом —
Национальной доктриной
образования. Ее проект подготовлен
комиссией, в состав которой входят
видные ученые страны, ректоры,
управленцы разных рангов,
практические педагогические
работники. Руководство комиссией
взял на себя председатель
правительства РФ В.Путин, что само
по себе говорит о значимости
документа. Сейчас проект передан на
обсуждение в коллективы школ,
вузов, училищ и других учебных
заведений. А в середине января уже с
внесенными изменениями и
дополнениями он будет предложен 5
тысячам участников всероссийского
совещания работников образования,
которое состоится в Москве. Если
педагогическое сообщество примет
доктрину, она будет затем
утверждена федеральным законом.
Свое мнение о проекте
доктрины мы попросили высказать
начальника главного управления
образования области Л.А.ВЫГОВСКОГО.
Недавно он вернулся из Москвы, где в
Министерстве образования
проходило обсуждение этого
важнейшего документа.
— Леонид
Аполлонович, если спросить сегодня,
к примеру, учителя или родителя, что
прежде всего нужно школе, ответят
скорее всего так: деньги, учебники,
компьютеры и так далее. Никто не
скажет — доктрина. Зачем нужна
доктрина?
— Между
прочим, деньги, учебники и
компьютеры самым прямым образом
связаны с принятием этого
документа и с его выполнением.
Давайте приподнимемся над
обыденным сознанием. Доктрина — это
своего рода Конституция
образования, правила его развития
на длительный срок, траектория
движения.Такого фундаментального
документа в нашем образовании еще
не было.
В нем есть
ряд очень важных моментов. Первое —
наконец-то четко определены цели и
задачи образования.Последние лет 10
мы словно блуждаем в потемках, не
знаем, в каком государстве живем,
каковы его приоритеты, куда школа
должна вести детей. А здесь, в
проекте, в первых же пяти пунктах
конкретно сказано: главная цель —
воспитание.Школа прежде всего
должна воспитывать
детей-патриотов, настоящих граждан
России, способных обеспечить
историческую преемственность,
сохранить и развить национальную
культуру. И только потом уже идет
речь о непрерывности образования,
об усвоении определенного
стандарта, вариативности и других
задачах, связанных с обучением.
Второе. В
проекте четко прослеживается
социальная направленность.Она
сквозит буквально в каждой строчке.
Практически по всем видам
образования государство
гарантирует полную
общедоступность и бесплатность. В
той нелегкой ситуации, в которой мы
сегодня находимся, это
действительно выражение дум и
чаяний народа.
— Но не
слишком ли много обязательств
берет на себя государство?
Смотрите: бесплатные детсады, школы
и техникумы, бесплатные учебники,
полная и своевременная оплата
труда. Даже вузовским образованием
государство обязуется бесплатно
обеспечить каждого второго
выпускника, включая выпускников
училищ и техникумов. Реально ли это?
— Думаю,
реально. Возьмем школу и проблему
платности. Хотя школа сегодня без
родительских денег обойтись не
может, все же они составляют не
больше 5-8 процентов ее
бюджета.Платностью это не назовешь.
Если же государство, как это
записано в проекте доктрины, в
ближайшие годы в 2 раза увеличит
ассигнования на образование, то
необходимость в родительских
деньгах вообще отпадет.
Что касается
бесплатных учебников, то мы эту
задачу и без помощи доктрины
решаем. Сравните: в прошлом году на
приобретение учебников из
областного бюджета было выделено
около 2 миллионов рублей, нынче — 7,6
миллиона, на будущий год
запланировано 20. В 2000 году мы
поставили задачу: всех сельских
детей обеспечить бесплатными
учебниками. А в течение трех
последующих лет — и всех остальных
детей области.
И
своевременная оплата труда
медленно, но верно становится
нормой. За последний год здесь
многое было сделано губернатором и
его службами. Задолженность резко
сократилась, текущие выплаты
налажены практически везде, а в
ближайшие 2-3 месяца эти проблемы
вообще будут сняты.
Что же до
бесплатного вузовского
образования, то тут вот какая
хитрость заложена. Демографы
подсчитали: лет через 6-7 лет число
учащихся в России сократится почти
на треть — хоть плачь, хоть радуйся
этому. Сократится и количество
выпускников, так что практически
каждому место в вузе будет
гарантировано. Вот и получается —
бесплатное высшее образование…
И потом,
говоря об обязанностях, которые
государство берет на себя, не
забывайте, что в доктрине
предусмотрено последовательное
наращивание объемов
финансирования системы
образования. На первом этапе, до 2003
года, — не ниже 7 % от внутреннего
валового продукта; на втором, до 2010,
— 8 % и на третьем, к 2025 году, — не
менее 10 % от ВВП. Сравните: сегодня
мы не дотягиваем даже до трех
процентов.
— И все
же, Леонид Аполлонович, читаешь
проект и не можешь отделаться от
ощущения, что все это ты уже где-то
слышал. Не напоминает Вам доктрина
достопамятный президенский Указ N 1?
Там ведь тоже образование
государственным приоритетом
провозглашалось, зарплату учителям
не ниже средней в промышленности
обещали и много еще чего хорошего
сказано было. А результат каков? Из
минувшего 10-летия школа выходит
изрядно потрепанной, измученной
забастовками, ее пошатывает от
хронического финансового голода…
Не повторит доктрина судьбу
злосчастного Указа?
— Думаю, не
повторит.Хотя согласен: есть в этом
документе некий политический
душок, он навеян, видимо,
предстоящими выборами — не только
декабрьскими, но и июньскими.
Первая часть проекта,где речь идет
о целях, задачах, ожидаемых
результатах, хороша, я обеими
руками "за". А вторая,
экономическая, слабовата, есть в
ней отдельные "сказочные"
моменты.
Но ведь мы
имеем пока только проект доктрины.
Разговор предстоит еще серьезный —
и в Новосибирске, где соберутся
руководители управлений
образования сибирских регионов, и в
Москве, на всероссийском совещании.
Именно экономическая часть
доктрины вызывает у меня и моих
коллег наибольшие претензии, и мы
сделаем все,чтобы она стала более
взвешенной, реальной, выполнимой.
— А Вас
не смущают сроки реализации
доктрины — до 2025 года? Можно ли в
нашей нестабильной ситуации
загадывать так далеко?
— Документы
такого рода не принимаются на
короткие промежутки —3-5 лет. Они
должны охватывать хотя бы жизнь
одного поколения — я имею в виду
среднестатистическую жизнь,
связанную непосредственно с
учебой,а это как раз составляет
примерно четверть века. Да и
масштаб того, что предстоит
сделать, требует времени.
Конечно,
реализация намеченного во многом
зависит от состояния экономики. По
прогнозам, нас ждет неминуемый
экономический подъем. Сбудутся
прогнозы — значит, и доктрина будет
выполнена, и образование займет
наконец подобающее ему место.