"Мы говорим - Винокуров, подразумеваем - академия..."
"Мы
говорим — Винокуров,
подразумеваем — академия…"
Дина Мадьярова,
"Восточно-Сибирская правда"
Михаилу Алексеевичу
Винокурову, ректору Иркутской
государственной экономической
академии, исполнилось 50 лет
В тот день
кабинет ректора стал местом
паломничества. Студенты и
преподаватели, коллеги-ректоры и
чиновники, руководители фирм и
банкиры шли к Михаилу Алексеевичу с
поздравлениями и наилучшими
пожеланиями. Секретарь не успевала
разбирать телеграммы, слетевшиеся
из разных городов и всей страны, в
том числе из столицы, из
Министерства образования. В общем,
как выяснилось, Винокуров связан
самыми приязненными отношениями
чуть не со всей Россией, да и с
зарубежьем тоже.
Немудрено.
Иркутская государственная
экономическая академия — известное
в стране учебное заведение, она
устойчиво входит в пятерку лучших
экономических вузов страны.
Уровень преподавательского
состава — столице на зависть: 70
процентов — кандидаты и доктора
наук. Аспирантура в академии —
крупнейшая от Урала до
Владивостока: здесь учатся 500
человек. Абитуриентские конкурсы в
2-3 раза выше, чем в других вузах
области.
А ведь 13 лет
назад принял Винокуров институт
народного хозяйства (став одним из
самых молодых ректоров Союза — в 37
лет!) отнюдь не в лучшем состоянии.
Так что роль его личности в
превращении второстепенного вуза в
один из самых престижных
переоценить невозможно. В пору
великих потрясений, когда у высшей
школы почва из-под ног начала
уходить, Винокуров и его
единомышленники сумели подвести
под свое учебное заведение
надежный фундамент цивилизованных
рыночных принципов, превратили
академию в образцовое
мини-государство и на деле
демонстрируют
студентам-экономистам, каким
должен быть грамотный, культурный
менеджмент.
Работа у
ректора архинапряженная. Одних
посетителей до 40 человек в день
бывает. А надо ведь и массу решений
принять и, главное, пульс жизни вуза
не упустить. Выдержать эту
административную круговерть
помогает Винокурову "привычка к
труду благородная", берущая
начало в крестьянском детстве:
родом он из старинного села
Знаменка, что в Жигаловском районе.
И отдыхает-то Михаил Алексеевич,
следуя известному принципу смены
деятельности: в выходные с
удовольствием садится за рабочий
стол и погружается в дебри науки
экономики."Творческий отдых"
получается в высшей степени
продуктивным: недавно вышел в свет
второй том написанного им в
соавторстве с доктором
экономических наук А. Суходоловым
фундаментального труда
"Экономика Иркутской области".
На очереди — третий том. Начата
работа и над 4-томной "Экономикой
Сибири".
Надо сказать,
наука "положила глаз" на
Винокурова давно, еще в
студенческие времена. Вот
характерный эпизод. Едва закончил
он институт народного хозяйства,
ему предложили хорошо оплачиваемую
работу на одном из заводов Омска,
квартиру пообещали. Но тяга к науке
взбунтовалась в нем, подчиняясь ей,
он выбрал… еще три года безденежья:
учебу в ленинградской аспирантуре.
А чтобы было на что жить, устроился
слесарем-сантехником в Русский
музей. И это тоже был перст судьбы:
сколько прекрасных картин,
спрятанных от глаз большинства в
запасниках музея, посчастливилось
ему увидеть. Надышавшись озоном
высокого искусства, Винокуров на
всю оставшуюся жизнь "заболел"
живописью. А вот сегодняшнее
следствие этой застарелой
"болезни": входишь в здание
академии, и возникает ощущение,
будто в храм попал или в музей.
Всюду — в аудиториях, читальных
залах, коридорах — картины, картины,
картины. "Прекрасное
воспитывает", — уверен ректор.
Когда
Михаила Алексеевича спрашивают, в
чем истоки его жизненного успеха,
он с благодарностью вспоминает
школу в Знаменке: шутка ли,
деревенский мальчишка без всякой
протекции сходу поступает в
институт при конкурсе 13 человек на
место! Знаменская школа сегодня —
подшефная академии: ей помогают
компьютерами, ремонтом,
оборудованием. И не только ей, а еще
Оекской школе и 11-й иркутской. Так
понимает ректорат свою роль в
возрождении традиций сибирского
меценатства.
"Чего бы вы
пожелали в день рождения самому
себе?" — спрашиваю у Михаила
Алексеевича. Он принимается
перечислять: первое — чтобы
академия стала своего рода
"самовоспроизводящим
организмом". 60 докторов — это,
конечно, хорошо, но должно быть 160,
тогда эстафета преемственности
станет непрерывной. Второе — надо
создать сеть студенческих клубов,
спортивных секций, чтобы вся жизнь
студента была связана с академией.
Третье: "Мечтаю открыть
факультет искусств. Непременно
пробью это дело…" "Ну вот, вы
опять про академию, — останавливаю
собеседника. — А себе, лично себе
чего желаете?" Смеется Михаил
Алексеевич: "Вот этого и желаю —
процветания академии".
Ну что тут
скажешь. Сроднились они, стали
единым целым — ректор и вуз. Почти 35
лет неразлучны: студент, декан,
проректор, ректор, кандидат наук,
доктор, профессор — все ступени
административной и научной
лестницы прошел Михаил Алексеевич
Винокуров в этих стенах. Вот и
получается: "Говорим — Винокуров,
подразумеваем — академия". И
наоборот, разумеется.