Зачем нам депутат с московской пропиской?
Зачем
нам депутат с московской пропиской?
Тимур
ДУГАРЖАПОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Избирательная кампания в
Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе и перспективы
отношений округа с Иркутской
областью стали предметом интервью
специального корреспондента
"Восточно-Сибирской правды" с
председателем окружной Думы
Леонидом Александровичем
Хутановым.
— Леонид
Александрович, в округе
выдвигаются в депутаты
Государственной Думы
представители разных территорий,
как вы относитесь к этому?
— В
избирательных округах страны
значительную часть кандидатов в
депутаты Государственной Думы по
одномандатным округам и партийным
спискам составляют москвичи.
Автономные округа слывут легкими
для прохождения кандидатов в
депутаты со стороны. 84 тысячи
избирателей насчитывает наш округ,
тогда как обычные имеют по 400—450
тысяч избирателей, здесь можно
пройти с наименьшими затратами на
проведение избирательной кампании.
Большинство
москвичей будет избрано, и я не
думаю, что это будет правильным. Не
думаю, что это будет отвечать
интересам России. При таком составе
будет затруднительно принимать
федеральные законы в интересах
субъектов федерации, в том числе
субъектов, имеющих в своем названии
имя титульного народа. Особенно
если они не будут сами представлены
своими депутатами.
Федеральной
власти — президенту и
правительству — будет легче найти
общий язык с депутатами-москвичами,
нежели с представителями
территорий. Таким образом через них
будут лоббироваться интересы
только одной стороны. Когда нет
четкого разграничения полномочий
федерального центра и субъектов
федерации, интересы последних
будут ущемляться. При преобладании
москвичей в Госдуме никогда не
добиться баланса интересов,
федеральная власть не всегда будет
учитывать специфические интересы
территорий. Сейчас изменяется
методика распределения финансовых
дотаций субъектам федерации (более
70 территорий являются
дотационными). Без представителей с
мест, без выражения интересов
населения есть опасность перекосов
в распределении средств.
И кого же
будет представлять
Государственная Дума, в которой
80—90% будут москвичи? Госдума должна
быть представлена различными
народами, у нас больше нет другого
органа представительной власти.
Сможет ли московский депутат
отражать интересы территорий? Я был
абсолютно против, когда принимался
федеральный закон о выборах
депутатов в Государственную Думу
без учета постоянного места
жительства кандидатов в
одномандатных округах. И я сожалею,
что при новом составе Госдумы не
представится возможность внести
изменения, связанные с цензом
оседлости, в этот закон. Мы входим в
стадию, когда население
одномандатных округов не будет
полно представлено в Госдуме.
Сегодня это автономные округа,
завтра — другие.
Что касается
кандидатов в депутаты, проживающих
вне округа, то уверен, что они хотят
стать депутатами ради себя, а
проблемы округа их никогда не
интересовали.
— Как вы
оцениваете шансы основных
политических партий в округе на
выборах?
—
Активизируются НДР,
"Отечество", ЛДПР. Не усилила
своих позиций Аграрная партия. КПРФ
по партийным спискам наберет
меньше голосов, чем в прошлую
кампанию 1995 года.
—
Возможно ли обострение
межнациональных отношений в
результате предвыборной борьбы?
— Округ
многонациональный, в т.ч. 36%
населения составляют буряты. К
видимым негативным процессам
предвыборная борьба не приведет. С
одной стороны, некоторые
просчитывают возможности
негативных процессов, в
зависимости от этого ведется
предвыборная работа. Проблема все
же существует — в выборных
технологиях используются
национальные признаки.
С другой
стороны, не думаю, что избиратели
будут консолидироваться по
национальному признаку. По крайней
мере, не будет единого кандидата в
депутаты со стороны бурятского
населения.
— Что вы
можете сказать о предстоящих
выборах?
— Средства
массовой информации сделали все,
чтобы убедить нас в том, что
предстоящие выборы будут, как
никогда "грязными", острыми и
скандальными. Но это касается лишь
крупных политических и
промышленных центров, где
существуют финансовые потоки и
природные ресурсы. В большей же
части России предстоящая
предвыборная борьба, разумеется,
будет активной, напряженной, но в
рамках законности, здравого смысла
и уважения к избирателям. Во всяком
случае, к этому стоит стремиться. В
Усть-Ордынском округе народ всегда
отличался спокойствием,
благоразумием. Я уверен, что
устьордынцы хорошо ориентируются в
кандидатурах, понимают, кто есть
кто.
— Какой
вы видите перспективу отношений
области с округом?
—
Усть-Ордынский округ как
самостоятельный субъект Федерации
имеет свой бюджет. В силу этого
область и округ стали
дистанцироваться. В настоящее
время реальность диктует нам
необходимость расширять, обогащать
отношения с областью. Исторически
сложилось так, что народное
хозяйство, население округа
составляют с областью единое целое.
Ни бюджетами, ни одинаковыми
статусами, ни другими
субъективными причинами эту
общность невозможно разорвать.
Улучшения отношений между областью
и округом желает население — и
буряты, и русские, и татары, и
представители других народов. Это
для меня самое главное.
О моем
видении на перспективу. В силу
сепаратистских позиций некоторых
национально-государственных
образований в 1992 году был подписан
федеративный договор. Историческую
важность его трудно переоценить.
Достижения договора были
закреплены в Конституции 1993 года.
Это был наиболее оптимальный
вариант сохранения России.
Я вижу, что
ситуация будет меняться.
Конституция 1993 года делалась
"под Ельцина". Будет новый
президент — будут новые
существенные конституционные
поправки. Вероятнее всего,
изменения будут касаться
федеративного устройства страны,
тем более что прогнозируемый
состав Госдумы пойдет на это.
Вполне может быть, что области и
края, имеющие в своем составе
автономные округа, будут
объединены в иных формах. Сейчас
иное общественное настроение —
навоевались в Чечне и Дагестане, и
народ поддержит новое федеративное
устройство. Мы, конечно, не уйдем в
Республику Бурятия; при всех
возможных изменениях останемся
жить здесь. Поэтому отношения
округа с областью должны быть
хорошими, этого желает и народ.