И вдохновенность встреч байкальских
И
вдохновенность встреч байкальских
В Иркутске
завершил свою работу второй
всероссийский театральный
фестиваль "Байкальские встречи у
Вампилова". Он собрал в нашем
городе пятнадцать театров из
Москвы, Саратова, Омска,
Новосибирска, Читы,
Петропавловска-Камчатского. На
родину драматурга приезжали первый
заместитель министра культуры
Наталья Дементьева, ведущие
театральные критики Москвы и
Санкт-Петербурга, народные артисты
Владимир Андреев, Елена Королева,
Лариса Голубкина, заслуженные
артисты Вадим Лобанов и Вячеслав
Малинин — первые исполнители роли
Бусыгина в спектакле
драматического театра имени Н.П.
Охлопкова "Старший сын",
драматурги Степан Лобозеров и
Владимир Гуркин.
На пяти
театральных площадках города шли
спектакли по пьесам Вампилова,
других современных драматургов.
Вместе со зрителями гости
фестиваля смотрели работы своих
коллег, принимали участие в
обсуждениях. Не часто приходится
сегодня актерам Сибири и Дальнего
Востока общаться, поэтому приезд в
Иркутск для многих стал
своеобразной школой
профессионализма.
Спектакли,
поставленные по современной пьесе,
можно сказать, не характерны для
нынешних театров, основу
репертуара многих составляет
классика. Тем интереснее было
смотреть сценические версии
драматургии Гуркина, Лобозерова,
Муренко, которые стремятся
выразить состояние души
современника в жанре народной
комедии. Поступки деревенских
жителей доведены в них подчас до
абсурда, вершины замороченности,
которая мешает им разобраться в
своих же собственных отношениях и
чувствах. И если лобозеровский
"Семейный портрет с
посторонним", сыгранный
кемеровским театром драмы и
комедии, не вызвал споров — в нем
было все выверено, талантливо
сыграно актерами, то пьеса Игоря
Муренко "Шутки в глухомани"
стала поводом для горячих
дискуссий.
Она была
показана двумя театрами — братским
и новосибирским. В том и другом
случаях постановщики
"правили" драматурга, пытаясь
привести его нестройный сюжет в
логику сценического действия.
Режиссер Изяслав Борисов в Братске
обосновал его приемом клоунады, в
которой быт глухомани становится
нагромождением невероятного,
по-гоголевски фантасмагорического
действия. Новосибирцы сыграли
веселую пьесу о любви и добре. Серую
обыденность каждого дня своих
героев они заполнили событиями
чрезвычайными, помогающими им
проникнутся истинными чувствами.
Ревнивому мужу надо было лечь в
гроб и из него, как из некоего
чистилища, понаблюдать за близкими
— за странными поступками здоровых
людей, которые кажутся
сумасшедшими, и поведением
человека, сбежавшего из
психбольницы и производящего на их
фоне впечатление вполне
нормального.
Пьеса
Муренко — яркая и смешная — не
кажется оригинальной, она
повторяет знакомые мотивы
драматургии Владимира Гуркина,
который, в свою очередь, в
"Прибайкальской кадрили"
вторичен по отношению к
собственной всеми любимой комедии
"Любовь и голуби". "…
кадриль" сегодня широко пошла по
сценам России, на фестивале ее
показывали московский театр-центр
имени Ермоловой и тувинский
государственный
музыкально-драматический театр
имени Кок-Оола. Разные по средствам
выразительности, спектакли были
одинаково монотонны, сыграны без
азарта и той актерской
заразительности, которая просто
необходима в комедии положений.
Зато другой
спектакль москвичей "Железная
воля", поставленный по Лескову,
оказался по-настоящему столичным. В
нем были блистательные актерские
работы, царила атмосфера подлинной
театральности, ощущался высокий
класс режиссуры. Этот спектакль был
отмечен специальным призом жюри,
как и работы иркутян — театра юного
зрителя имени Вампилова и
пантомимы под руководством Валерия
Шевченко. Они выделились из
репертуарной афиши фестиваля
оригинальным, точно
сформулированным замыслом.
"Мы бежали
от заката" — спектакль,
поставленный режиссером Виктором
Токаревым по ранним рассказам
Вампилова, покорил зрителей
обаянием молодости его
исполнителей, чистотой и
прозрачностью атмосферы. "Притчи
во…" Валерия Шевченко
показывались вне конкурса, но, по
мнению жюри, были включены для
рассмотрения на призовое место.
Цельный и гармоничный спектакль в
пантомимических миниатюрах
рассказал о непроходящих ценностях
жизни, философски осмысливая темы
свободы, богатства, бедности, добра
и зла. Лаконизм, с каким показана в
нем многогранность современного
мира, сделал эту работу театра
выразительной не только по форме,
но и глубоко драматургической по
содержанию.
Фестивальные
дни в своей творческой значимости
были далеко не равноценны. Иногда
удручали низкопробная
драматургическая основа
спектаклей, как, например, у театра
драмы Уссурийска "Обрезанный
ломоть" санкт-петербургского
автора Шприца, или явная
непроявленность темы у читинского
драмтеатра в спектакле
"Счастливое подворье" Лали
Росеба.
Было видно, с
каким старанием театры ищут
названия пьес современных
драматургов, и как скуден их выбор.
Политические памфлеты устаревают,
даже не приближаясь по звучанию и
значимости к политическому театру
сегодняшней жизни. Психологический
театр тоже не проявляется, уступая
место народной комедии, веселому
дивертисменту отдельных сцен,
приближенных по содержанию к
аллюзиям и абсурду.
Разные по
уровню актерского и режиссерского
мастерства театральные коллективы,
съехавшиеся на родину Александра
Вампилова, показали процесс поиска
выразительных средств и
сценических форм. По-прежнему
эстетически выверенными были
спектакли режиссера Валентина
Зверовщикова из
Петропавловска-Камчатского,
запомнившегося иркутянам по
первому фестивалю. С товариществом
актеров "Ковчег" он показал
спектакль "Свободная
супружеская пара" Дарио-Фо и
моноспектакль по Гоголю "И
почему я титулярный советник"
театра кукол. Режиссера волнует мир
человека в обстоятельствах
многомерности бытия непростой,
полной трагических коллизий жизни.
В одном случае, как у Гоголя она
сводит героя с ума, в другом —
показывает, несовершенство
семейных отношений, основанных не
на чувствах — разуме. В спектакле
"Свободная супружеская пара"
покорила всех актриса Зоя Янышева,
создавшая на сцене характер
меняющийся, непростой — от клоунады
до трагического осмысления и
проживания судьбы своей героини. За
эту работу она по праву стала
лучшей актрисой фестиваля и его
лауреатом.
Театральный
форум выявил неблагополучие многих
коллективов Сибири и Дальнего
Востока. В Иркутск приехали лишь те,
кто смог найти деньги на дорогу,
часто преодолевая невообразимые
преграды. Так, на замечание о
босоногости всех участников
спектакля кызыльской русской
труппы, режиссер Хомушка ответила,
что у театра нет средств на
приобретение обуви. Многие
оказались в изоляции,
образовавшейся в результате
нарушения единого культурного
пространства, которым ранее Россия
гордилась. Тем значительнее
показалась работа Омского
драматического театра
"Галерка" — его спектакль
"Прошлым летом в Чулимске" по
пьесе Александра Вампилова. Этот
коллектив привез на фестиваль не
только полноценные декорации к
спектаклю: улочки сибирского
деревянного городка и дом —
двухэтажный, светящийся, но работу,
которая доказала, что драматургия
Александра Вампилова, спустя
четверть века после его
трагической гибели стала
современной классикой. Театр в
постановке "…Чулимска"
использовал приемы
психологической сценической
выразительности — негромкой,
выверенной в правде человеческих
чувств, во взаимодействии одного
персонажа с другим. Здесь герои
пьесы, пройдя через кульминацию
трагедии, восстанавливают в себе
надежду — осмысление жизни
созидательной и доброй. Спектакль
обращен к современникам, утверждая
веру в высшую справедливость и
любовь, отмеренную человеку на его
земном пути.
Знаменательно,
что фестиваль в Иркутске
завершился вампиловским
спектаклем покорившим сердца всех
зрителей, и получил Гранд-при. Он
доказал в очередной раз
необходимость "Байкальских
встреч у Александра Вампилова",
форума, на котором актеры имеют
возможность ощутить себя единой
семьей в российском культурном
пространстве. Фестиваль — это
замечательная форма общения
актеров, режиссеров, драматургов,
которым так не хватает сегодня
внимания, профессиональной оценки
работы. Не случайно, анализируя его
итоги, возникла идея создания в
Иркутске лаборатории современной
пьесы, на которой драматурги смогли
бы зримо видеть процесс
перерождения способа диалогового
мышления в образ сценического
действия. Фестиваль оказался нужен
и зрителям, заполнявшим каждый
вечер залы театров. Сколько доброго
появилось в сердцах людей, верящих
в искусство как источник истинной
духовности и человеколюбия.