Трудные рейсы
Трудные
рейсы
Без автотранспорта сегодня
кажется немыслимой наша жизнь. С
ним связаны все сферы человеческой
деятельности. Автомобильная
отрасль стала важнейшим звеном
экономики России и регионов.
В Иркутской области,
простирающейся на тысячи
километров с юга на север и с запада
на восток, автомобильный транспорт
играет особую роль. Это порой
единственное средство
передвижения, которое соединяет
отдаленные рабочие поселки,
деревеньки с райцентрами, городами,
способствуя их социальному
развитию.
До недавних
пор в Приангарье действовали
мощнейшие автоуправления
Братскгэсстроя, Ангарского
управления строительства,
Главвостоксибстроя, других
крупных, ведомственных
организаций. На их вооружении были
могучие самосвалы, тягачи и
спецмашины. С их силушкой
перекрывались реки, прокладывались
дороги, строились заводы. Только в
объединении
"Иркутскавтотранс" автопарк
насчитывал около 100000 грузовых
автомобилей и более 17000 автобусов. В
его автохозяйствах было занято 22
тысячи работников — первоклассных
водителей, механиков, ремонтников,
одаренных инженеров и
руководителей.
Спад
производства в промышленности,
строительстве и в сельском
хозяйстве потянул за собой резкое
снижение объемов перевозок,
сокращение подвижного состава и
численности работающих.
Приватизация предприятий
раздробила, измельчила некогда
монолитные и сильные автобазы,
пустив их в свободное, одинокое
выживание в рыночных условиях.
Практически из 53 автохозяйств
общего пользования сохранились
(некоторые только в вывесках) 43,
получившие статус федеральных,
муниципальных и акционерных
обществ. Не стало у нас и
координирующего органа, который бы
дирижировал и направлял усилия
автомобилистов на осуществление
конкретных заданий и на
перспективу. Реформирование
собственности и управленческой
вертикали сказалось на результатах
работы отрасли. За девять месяцев
текущего года объемы
грузоперевозок составили десять
миллионов тонн, что в полтора раза
меньше, чем раньше.
Парк машин в
автопредприятиях заметно убавился
из-за того, что многие заводы,
фабрики, организации приобрели
свой транспорт, появились
многочисленные частные извозчики.
За сравнительно короткий период
произошла децентрализация
автомобильного транспорта, и
значительную долю перевозок
взвалили на себя мелкие фирмы,
частники. Однако перегруппировка
подвижного состава не решает
многих проблем, не способствует
рациональному и эффективному
использованию автотранспорта. По
сути он стал неуправляемым.
Необходимы кардинальные меры,
чтобы он заработал с большей
скоростью и полной нагрузкой.
На чем въедем
в XXI век?
По
инициативе руководителей ведущих
автохозяйств Ангарска, Иркутска,
Шелехова создана ассоциация
автотранспортных организаций
нашей области. Это не коммерческая,
а общественная организация,
учредителями которой выступили
одиннадцать предприятий. Своей
задачей она ставит координацию
действий автохозяйств и защиту их
интересов во всех структурах
власти, взаимодействие со
смежниками, а также расширение
инфраструктуры.
Ассоциация
очень молода, зарегистрирована
пять месяцев назад. Но уже сумела
заявить о себе на всю область.
Сформировалась исполнительная
дирекция из нескольких
специалистов, открыт свой офис.
Недавно приняты в состав еще три
коллектива.
Ее
"визитной карточкой" явился
осенний автопробег по маршруту
Иркутск—Братск с остановками в
городах и районах на пути
следования. Десять красочных машин
— от грузовиков до маршрутных такси
и автобусов — в течение нескольких
дней демонстрировали сибирякам
технические возможности
автотранспорта, рекламировали
широкий спектр автоуслуг
населению. А самое главное —
состоялось знакомств, деловое
общение с руководителями местных
администраций. По отдельным
позициям, как то: обеспечение
муниципальными заказами, выделение
дотаций на пассажирские перевозки,
выработка единых подходов к
формированию тарифов — достигнуто
взаимопонимание.
Надо
заметить, у руководства ассоциации
складываются хорошие отношения с
департаментом транспорта
обладминистрации, отделением
транспортной инспекции. Совместно
готовятся материалы для принятия
постановления губернатора по
обязательному инструментальному
контролю. Уже пять предприятий
аттестованы для проведения таких
мероприятий. Ассоциация намерены
участвовать в разработке закона об
автотранспортной деятельности в
области. В некоторых регионах
подобные акты уже действуют и
доказывают свою целесообразность.
В структуре
ассоциации создается служба
обеспечения АТП запчастями,
материалами, шинами, налаживаются
контакты с
заводами-изготовителями. В
одиночку весьма тяжело купить
новые автомашины, а оптом и дешевле,
и надежнее. Не секрет, что многие
автобазы переживают финансовые
затруднения, не всегда четко
ориентируются на рынке
транспортных услуг. Опытный юрист
ассоциации консультирует по
экономическим и правовым вопросам.
За последние
месяцы укрепляются связи с центром
производительности труда в Японии.
Первыми в Приангарье начали
активно внедрять их методы
снижения затрат в Шелеховском АТП.
В октябре-99 трое японских
специалистов работали в наших
автохозяйствах. С их помощью в
автоколонне 1258 организуется
логистический центр по
формированию и регулированию
грузовых перевозок Иркутской
области и России. Сейчас собирается
банк данных о перевозчиках и
грузоотправителях на обширной
территории. Учредителем его
выступила ассоциация. А/к 1258
выделила помещение, линии связи,
компьютеры, выход в Интернет. Как
только этот центр заработает,
отправители грузов получат
подробную информацию о том, кто
быстрее сможет их доставить к месту
получения, автопредприятие — чем
загрузить в обратный рейс.
Для более
глубокого изучения японского опыта
в середине ноября пять
руководителей автохозяйств нашего
региона поедут туда на
двухнедельную стажировку. Причем
все расходы на командировку берут
наши коллеги в Японии, которые
проявляют неподдельный интерес к
автотранспорту Восточной Сибири.
Деятельность
ассоциации растворяется в делах
автопредприятий на местах. Там тоже
немало добрых начинаний,
предложений, как выжить в нынешних
условиях. Думаю, результаты работы
некоторых из них — автоколонн 1948 из
Ангарска и 1945 из Иркутска —
заслуживают внимания.
Иван Лукьянов, ген.
директор а/к 1948:
"Лучше
живем — чаще ездим…"
—
Автоколонна 1948, можно сказать,
ровесница Ангарска; свою
родословную исчисляет с 1953 года.
Занимаемся только пассажирскими
перевозками на городских,
пригородных и междугородных
маршрутах.
Особенность
нашего города в том, что он
ведомственный, разделен на три
епархии: АНХК,
электролизно-химический комбинат и
управление строительства. У этих
гигантов индустрии мы свои крупные
автохозяйства. Они нам не
конкуренты, так как являемся
транспортом общего пользования,
занимаемся перевозками всего
населения.
По сравнению
с родственными предприятиями
Приангарья нам удалось сохранить и
парк автобусов (218 единиц), и объемы
перевозок. Не хотел бы выглядеть
нескромным, будто лучше всех
работаем, наверное, причина в том,
что жители города в последнее время
стали регулярно получать зарплату,
которая чуть растет, а значит, они
стали ездить к друзьям,
родственникам, за покупками. Если
человек не получает денег, куда же
он поедет? Поэтому и растет
пассажиропоток — с начала этого
года увеличился на треть.
Показатель приятный, и надеемся его
удержать. Хотя проблем, как и у
большинства автотранспортников,
предостаточно. Не опускаем рук,
ищем дополнительные ресурсы,
сокращаем затраты на всех участках.
Известно, что в целом пассажирские
перевозки убыточны на всей
территории России. Поэтому и цена
билетов складывается так: 70
процентов платят пассажиры и 30 —
дотации местных бюджетов. У нас
стоимость проезда, особенно на
пригородных линиях, самая низкая в
регионе.
Администрация
Ангарска понимает, как важно иметь
нормально функционирующий
городской транспорт, и всячески
старается помочь. Одними из первых
в области перешли на договорные
отношения с властью. Нас не
дотируют, мы заключаем договор на
оказание автотранспортных услуг:
сколько перевезем пассажиров,
сколько рейсов и маршрутов
действует в течение года. По итогам
оформляется акт выполненных работ,
и за них получаем законную оплату.
Отношения между нами строятся на
принципах заказчика и исполнителя,
то есть равноправных партнеров.
Практически муниципальный заказ
составляет 70% наших объемов
перевозок.
По текущему
году финансирование будет
стопроцентное. Это позволяет
автохозяйству регулярно выдавать
зарплату, рассчитываться с
налогами, с внебюджетными фондами.
И выкраивать средства на
обновление парка автобусов,
поддерживать их в "ходовом"
техническом состоянии. Для нас
будет погибелью, если перестанем
пополнять автоколонну
современными машинами. С начала
года приобрели десять автобусов
"ПАЗ". Мы сознательно закупаем
только отечественные марки.
Например, автомобилисты плохо
отзываются об автобусах ЛиАЗ-5256. У
нас же они отлично работают,
значительно дешевле иномарок.
Немаловажно и то, что, покупая их,
поддерживаем российские
автозаводы.
Я в числе
первых выступил с идеей создания
ассоциации автотранспортников
области. Что мною двигало?
Анализируя ситуацию, пришел к
выводу, что только в Иркутской
области автомобильный транспорт
оказался испытательным полигоном
рыночных отношений. В соседних
регионах, в Новосибирской,
Кемеровской областях, в
Красноярском крае и в других
субъектах РФ остались управления
автотранспортом, действует система
координации, регулирования его
работы. У нас же каждое
автопредприятие предоставлено
само себе. Есть целые блоки
вопросов, которые надо решать
совместно. Скажем, что делать с
льготниками, которых свыше 50
категорий? Кто и как будет
компенсировать их проезд? Проблема
и федеральная, и областная, а
следовательно, и ставить ее нужно в
Госдуме, в правительстве. Закон о
пассажирских перевозках не принят
за пять лет. Пока, к сожалению, не
существует единых правил
использования автотранспорта,
отсюда столько неразберихи, жалоб
на "маршрутки". Нужны
нормативные акты.
К своему
профессиональному празднику
ангарчане подошли с достойными
результатами. Пятьсот работников
отмечены денежными премиями, будем
чествовать победителей конкурса
водителей. В этот день мне хочется
высказать слова признательности
ветеранам автоколонны, передовикам
производства: автослесарю Алексею
Ершову, диспетчеру Татьяне
Егоровой, мастеру Валерию Игнатову,
шоферам Сергею Медведеву,
Владимиру Арсентьеву. Спасибо всем
за упорный труд, желаю выдержки,
творческих удач, "зеленого
светофора" и безопасных дорог!
Геннадий
Лемеш, ген. директор а/к 1945
"Заказчики
стали конкурентами"
— Наша
специализированная автоколонна 1945
— одна из старейших в Иркутске. Ее
прародителем был конный двор в
Рабочем предместье, с начала 30-х
годов превратившийся в
автохозяйство, обслуживающее
торговлю, перерабатывающие
предприятия. Сейчас работаем с
хлебозаводом, мясокомбинатом,
развозим продукты по детским
учреждениям города, и то не по всем.
Многие бывшие наши клиенты,
купившие собственную автотехнику,
превратились в конкурентов.
Мы вынуждены
отказываться от узкой
специализации и переходить на
мобильные, большегрузные машины. А
само предприятие стало
многопрофильным.
Закупили
несколько КАМАЗов, освоили
международные рейсы в Монголию,
Китай, получив лицензию на эти виды
услуг. Расширяем сервисное
обслуживание (ремонт) грузовиков
малой и средней грузоподъемности,
которых много у частников. И таким
образом ремонтная служба окупает
себя и приносит доход, что в
какой-то степени позволило
сохранить кадры и загрузить
производственные мощности.
Конкурировать
с мелкими фирмами нам тяжело: как
правило, они держат свои машины под
открытым небом, без грамотной
эксплуатации, без
квалифицированных специалистов.
Поэтому автомашины быстро выходят
из строя, в ремонт отдают опять же к
нам. Уже поняли несостоятельность
такого подхода на хлебозаводе,
пивзаводе и других, которые
арендуют боксы, ремонтируют
технику у нас. Содержать свой
автотранспорт накладно, и все
возвращается на круги своя. Но
процесс этот, долгий и болезненный,
надо пережить.
Текущий год
для нас переломный, с 2000-го,
надеемся, пойдет наращивание
объемов перевозок. Жизнь заставит
хозяйственников вернуться к
централизованным перевозкам.
Клиенты все чаще осознают, что
взялись не за свое дело. Да и мы ищем
новых, платежеспособных,
"дальнобойных".
У нас
подобралась хорошая команда
итээровцев, опытных руководителей
служб. Среди них главный инженер
Валерий Носов, ведущий экономист
Ольга Изнова, водитель
хлебофургона Расек Валеев и многие
другие.
В чем я вижу
пользу от ассоциации? Раньше все
автобазы действовали в одном
кулаке, в общей упряжке. Вся эта
система разрушена. Пришло время
собираться под новой крышей. В
одиночку я не могу решить ни одного
законодательного вопроса. Через
ассоциацию это возможно. Пытаемся
возродить транспортные агентства в
городах и районах, сообща
заниматься социальными объектами.
К примеру, у нас действует
пионерлагерь, прошлым летом в нем
отдохнула тысяча детей. Содержать
его а/к 1945 трудно, а коллективно —
вполне по силам. Когда мы вместе,
чувствуешь себя сильнее.
Автотранспортники
рассчитывают на благоразумное
отношение властей, своих
заказчиков. Поэтому мы не теряем
веры в лучшие времена, в то, что наш
труд будет востребован и по
достоинству оценен.