Одной любви музыка уступает...
Одной
любви музыка уступает…
Гвоздем нынешних Дней
русской духовности и культуры
станет, безусловно, выступление на
иркутской сцене Санкт-Петебургской
академической хоровой капеллы.
Выдающийся творческий коллектив,
давно пленивший своим искусством
весь мир, даст во время приезда на
берега Ангары четыре концерта: два
— в областном центре и по одному — в
Ангарске и Шелехове.
Прежде чем
познакомить читателей с гостями из
северной столицы, есть, видимо,
смысл сказать несколько слов о ее
бессменном в течение последних
двадцати пяти лет руководителе,
народном артисте СССР, лауреате
Государственной премии В.А.
Чернушенко. Он принадлежит,
несомненно, к числу исключительных
личностей в истории музыкальной
культуры. Громадный талант и
невероятная работоспособность
позволяют ему с одинаковым успехом
дирижировать оперными и балетными
спектаклями, симфоническими,
камерными,
вокально-инструментальными и
хоровыми концертами, читать лекции,
вести дирижерский класс,
организовывать и проводить
фестивали и конкурсы, возглавлять,
помимо капеллы, и
Санкт-Петербургскую консерваторию
имени Н.А. Римского-Корсакова.
Со
знаменитым маэстро мы связались по
телефону перед гастролями в наши
края.
—
Владислав Александрович, насколько
мне известно, у вашего коллектива
за плечами богатая история.
— Богатая —
не то слово, я бы сказал —
богатейшая, так будет точнее. Ведь
певческая капелла Санкт-Петербурга
ведет свое начало с 1479 года, когда
по указу великого князя Ивана III в
Москве был учрежден хор
государевых певчих дьяков, ставший
первым профессиональным хором
России и колыбелью русского
хорового искусства. В 1701 году хор
был переименован в Придворный. Два
года спустя он принял участие в
торжествах по случаю закладки
императором Петром I новой
российской столицы, тогда им и был
обретен свой певческий дом в
Санкт-Петербурге.
Уже в ту пору
капелла удивляла современников
своим мастерством. "Нигде в мире
нельзя было слышать подобное, —
писалось в одной из публикаций XVIII
века, — все поражались стройности
пения, в особенности приезжие
иностранцы. И даже папский нунций
нашел, что наши придворные певчие
поют лучше, чем папские певчие в
Сикстинской капелле". Этому
мнению вторит уже в начале XX века
другой слушатель, греческий
дирижер Д. Митропулос: "… Не
только никогда не слыхал ничего
подобного, но и не представлял,
чтобы хор мог так петь. Капелла —
восьмое чудо в мире". Что и
говорить, высокие оценки, и мы
стараемся быть достойными
предшественников, не уронить
поднятую ими планку.
— Похоже,
вам это хорошо удается. И коли уж вы
ссылаетесь на отзывы слушателей
давних лет, я позволю себе тоже
прибегнуть к цитате музыкального
критика из одного журнала: "Хор
совершенен! При таком количестве
солистов, казалось бы, невозможно
достичь единого хорового звука.
Дирижер Чернушенко соединяет всех
в одно целое и создает прекрасное
пение. Под вашим руководством, —
утверждает далее автор статьи, —
капелла поднялась по лестнице
времени на новый виток, не
отказываясь от традиций,
сложившихся при прежних
художественных руководителях,
среди которых нельзя не упомянуть
М.Ф. Полторацкого, Д.С. Бортнянского.
М.И. Глинку, М.А. Балакирева, Н.А.
Римского-Корсакова, А.С. Аренского,
А.В. Свешникова и других". В связи
с этим у меня вопрос: в чем секрет
неувядаемого творческого
долголетия коллектива?
— Выше вы уже
ответили на этот вопрос. В опоре на
традиции. Когда я в 1974 году, будучи
воспитанником капеллы, вернулся в
свой родной дом, уже в должности
художественного руководителя и
главного дирижера, мы взялись
возвратить в репертуар ценнейший
пласт отечественной культуры —
творения русской духовной музыки,
долгие десятилетия в силу
известных причин остававшиеся
невостребованными. У нас вновь
зазвучали хоровые сочинения
Березовского, Бортнянского,
Архангельского, Чеснокова,
"Литургия" и "Страстная
седмица" Гречанинова,
"Всенощное бдение"
Рахманинова. Впервые за два
последних столетия были исполнены
песнопения XV—XVII веков, канты
петровской эпохи. С
восстановлением в 1991 году
деятельности симфонического
окрестра капеллы на афишах все чаще
стали появляться названия таких
крупных произведений, как Реквием,
Большая месса Моцарта, Магнификат,
Месса си минор Баха, Симфония N 9,
месса до мажор Бетховена, Реквием
Верди, кантаты "Москва"
Чайковского и "Иоанн Дамаскин"
Танеева. Вторую жизнь обрели на
нашей сцене музыка на коронацию
Наполеона в 1804 году —
"Торжественная месса"
Паизиелло, историческое
представление "Начальное
управление Олега", либретто
которого написала Екатерина II на
музыку В. Пашкевича, Д. Сарти, К.
Коноббио.
—
Симфонический оркестр капеллы
возглавил ваш сын Александр. Вы,
конечно, рады, что он пошел по
стопам отца?
— Ну а как
иначе, разумеется, рад. И не столько
тому, что он пошел по моим стопам,
сколько тому, что он торит свою
дорогу в искусстве. Будучи одним из
ведущих дирижеров
Санкт-Петербурга, он сумел за
сравнительно короткое время
благодаря интенсивной работе
исполнить огромный репертуар и
возродить оркестр, организованный
при капелле в 1885 году композиторами
М.А. Балакиревым и Н.А.
Римским-Корсаковым. Сейчас наших
симфонистов знают во многих
странах мира, они успешно
гастролировали в Германии,
Швейцарии, Франции, Испании,
Австрии, Греции, Японии, приняли
участие в фестивале Шубертиады в
Шнаккенбурге (Германия), а потом
провели в Санкт-Петербурге
ответный фестиваль Шубертиады.
— О славе
хора и говорить не приходится — вам
с коллективом удалось объездить
чуть ли не весь мир. С какими
чувствами направляетесь на
иркутскую землю, что вы включили в
программу своих выступлений в
нашем городе?
— С какими
чувствами? Помните песню: "Хороша
страна Болгария, а Россия лучше
всех". Так вот, нет ничего
приятнее, чем петь для родного
слушателя на родном ему языке.
Пользуясь
случаем, хочу от имени коллектива
выразить искреннюю
признательность администрации
области и лично губернатору Б.
Говорину.
Иркутск —
город с прекрасным культурным
прошлым и настоящим, и очень хорошо,
что местные власти помнят о корнях,
находят средства для проведения
Дней русской духовности и культуры,
заботятся о преумножении традиций.
Наш долг — внести свой скромный
вклад в это, доставить удовольствие
зрителям и слушателям.
Ну а что
касается программы предстоящих
концертов, то пусть она будет
сюрпризом для сибиряков. Одно
скажу: поскольку нынешний год
проходит под знаком 200-летия со дня
рождения А.С. Пушкина, мы
обязательно исполним произведения
великого поэта, положенные на
музыку выдающимися русскими
композиторами-классиками. С этими
номерами мы выступали в нынешнем
году на фестивале "Невские
хоровые ассамблеи-99".
Пушкин
считал музыку высшим из проявлений
человеческого духа и писал:
… Одной любви музыка уступает, Но и любовь — мелодия. |
Будем
счастливы, если сумеем доказать
своими концертами верность этих
пушкинских слов.