Пусть отходы приносят доходы
Пусть
отходы приносят доходы
Безудержный
рост цен на нефтепродукты, не
оправданный экономически,
заставляет с большей серьезностью
заниматься их экономией.
Значительный резерв в этом смысле —
сбор и переработка отработанных
масел. В еще не очень давние времена
их возврат на
нефтеперерабатывающие заводы был
обязательным, без этого нельзя было
получить талоны на бензин, солярку,
моторные масла. От предприятий и
организаций нашей области ежегодно
поступало на передел до 20 тысяч
тонн. Это пять железнодорожных
составов по шестьдесят цистерн
каждый.
Существовавшая
система лимитов на нефтепродукты
дисциплинировала руководителей,
действовал четкий порядок учета
расходования масел по
установленным нормативам.
Ответственность за сбор
отработанной продукции
возлагалась на
Иркутскнефтепродукт, нефтебазы и
АЗС, которые и отправляли их на
заводы, где получали из них мазут
или битум. Эти продукты и нынче
стоят до 1500 рублей за тонну, т.е.
дороже более чем вдвое.
С 1992 года,
когда началось реформирование
промышленности и других сфер
народного хозяйства, сбор
отработанных масел вести
перестали, чаще всего их сжигали
или выбрасывали куда попало,
загрязняя окружающую среду. То есть
собственноручно выбрасывали
ценное для нефтепереработчиков
сырье. За последние семь лет многие
предприятия и частные фирмы вообще
не занимались учетом, сбором и
хранением "сожженных" в
двигателях масел.
Представьте
себе, сколько губится добра,
остающегося от 378 тысяч личных
автомобилей, зарегистрированных в
области, которые дважды в год (как
минимум) меняют масло. Если
подсчитать, получится не менее
тысячи тонн в год. А сколько у нас
автохозяйств, ведомственного и
муниципального автотранспорта? По
нашим грубым подсчетам, в области
должно ежегодно собираться и
отправляться на передел до 10 тысяч
тонн различных масел.
Для решения
этой проблемы и наведения порядка
губернатором области Б.А. Говориным
принято постановление N 211-пг от
30.11.98 г., в котором на региональную
нефтеинспекцию возложены функции
по осуществлению государственного
контроля за сбором и рациональным
использованием отработанных
нефтепродуктов предприятиями и
частными фирмами.
Этот
документ обязывает руководителей
всех организаций, занимающихся
обеспечением нефтепродуктами,
имеющих резервуарные емкости
объемом свыше 1000 кубометров,
создать пункты хранения и
организовать прием отработанных
масел от всех юридических лиц,
предпринимателей и обеспечить их
транспортировку на
перерабатывающие заводы. АНХК
должна принимать и перерабатывать
масла в другую продукцию.
Главам
администраций городов и районов
рекомендовано определить порядок
сбора таких масел на своей
территории. За истекший период
Госнефтеинспекция (РГНИ) проделала
немалую работу по обобщению
информации о наличии
использованных нефтепродуктов на
предприятиях Приангарья. Выданы
предписания по обязательной их
сдаче и более строгому учету их
потребления.
Главная
задача сегодня — организовать учет
и максимальный сбор масел на
предприятиях и в организациях. В
этом направлении РГНИ действует в
тесном контакте с комитетом по
охране окружающей среды области,
который запрещает сжигание
отработанных нефтепродуктов,
поддерживает требование об их
утилизации на НПЗ.
Совместные
усилия сдвинули с мертвой точки
давно назревшую проблему. В
Восточно-Сибирском речном
пароходстве накопилось до 150 тонн
ненужных масел. Предприятие не
знало, как их использовать. С
помощью работников нефтеинспекции
отработанный нефтепродукт
отправлен в АНХК для дальнейшей
переработки. Так же поступили
Иркутский мясокомбинат,
автоколонны 1880 и 1258, ИркАЗ-СУАЛ.
Зашевелились работники АО
"Востсибуголь", готовые в
ближайшее время сдать масла.
Эти примеры
подтверждают, что "процесс
пошел", — многие руководители
наконец-то осознали важность
экономии нефтепродуктов за счет
передела их на НПЗ. Со своей
стороны, работники РГНИ ужесточат
контроль за их первичным
использованием, окажут всемерную
помощь в сборе, хранении и
реализации отработанных масел.
К сожалению,
пока трудно решается вопрос с
приемом масел от частных
автовладельцев. Желательно бы
сдавать их туда, где покупают,
заправляясь нефтепродуктами, — на
АЗС. Но их развелось так много, они в
руках у разных собственников, и
скоординировать их действия пока
не удается. Но это работа
следующего этапа.
Региональная
госнефтеинспекция.