издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свет доброты помочь увидеть

  • Автор: Леонид АНТИПИН, журналист

Свет
доброты помочь увидеть

105 лет назад, в августе 1894
года, в Иркутске было открыто
уникальное по тем временам училище
— его питомцами стали слепые и
слабовидящие дети. В первый год
деятельности училища им.Н.Хаминова
воспитывалось всего пятеро детей,
причем все из неимущих семей.

Среди
нынешних моих знакомых много
выпускников этой школы — патриарха
специализированных школ России.
Эля Абсалямова, слепая от рождения,
— инженер-программист Иркутского
государственного университета,
Геннадий Распопин — руководитель
правобережной организации ВОС
Иркутска, Людмила Гаврилова —
директор областной библиотеки для
слепых и слабовидящих, Георгий
Малыгин, недавно защитивший
докторскую диссертацию. Тамара
Зарубина, избравшая для себя
рабочую профессию, вспоминает: "В
школе я училась в 50-60-е годы.
Родители долго не решались везти
меня в город из родной Гороховки,
где мне жилось привольно, поскольку
каждая тропинка и канавка, каждый
кустик в окрестностях родной
деревни были знакомы, и носилась я
без всякой опаски, со всей зрячей
ребятней лазила по деревенским
заборам." "А в городе-то, —
причитала мать, — люди чужие, машин
тьма-тьмущая, трамваи носятся.
Долго ли до беды?" Но надвигалась
опасность полной слепоты и
безграмотности. И родители
решились.

…Семь лет
моей жизни прошли в стенах родной
школы. Поскольку учиться начала с 10
лет, то после семилетки, как
переростку, пришлось пойти
работать. Аттестат зрелости я
получила уже в вечерней школе
рабочей молодежи благодаря только
тем навыкам ответственности и
организованности, которые прочно
привила мне школа для слепых и
слабовидящих детей".

Нынешний
директор школы-интерната Виктор
Владимирович Богдан известен в
Иркутске своей неуемной
настырностью в защите интересов
школы на всех уровнях. Мне уже давно
хотелось рассказать об этом
человеке. А солидный юбилей
интерната — отличная возможность.
Мы встретились для разговора с
Виктором Владимировичем. И пришли к
выводу: в организованном мире
слепых единственная структура,
которая уцелела и живет нормально,
— это школа. Иркутская тем более. В
том, что она не выживает, а
полнокровно живет — вклад прошлых
возможностей Всероссийского
общества слепых. Совсем недавно, 5-6
лет назад, Центральное правление
ВОС могло выделять на Иркутскую
школу большие по тем временам
деньги — 100 тысяч рублей ежегодно.
Это ближнее прошлое вспоминается с
ностальгической благодарностью.
Такие мощные вливания позволили
построить новую школу, точнее —
школьный городок. Через несколько
лет после капитального
строительства успели провести
капитальный ремонт. Правда,
несколько лет не удавалось держать
зимой нормальный тепловой режим, но
в прошлую зиму благодаря
практической помощи мэра города
Владимира Якубовского школа
прожила в благодатном тепле.

Сильно
ослабело Всероссийское общество
слепых, но и сегодня идут поставки
оргтехники, эффективна помощь
"Логоса". Ежемесячно идет
"говорящая" книга, недавно
получили брайлевский принтер,
поступили магнитофоны для
прослушивания книг, аппараты,
помогающие ориентироваться в
пространстве.

Число
учащихся школы многие годы
держится на уровне 185 человек. Из
них сегодня 30 человек — тотально
слепые, остальные — слабовидящие. 100
человек — иркутяне и 85 — из районов
области. Осложнилась ситуация для
ребят с периферии, особенно из
северных районов. Детям хочется
чаще видеться с родителями, но
дороговизна авиационных билетов не
позволяет этого. Мы были вынуждены
отменить осенние и весенние
каникулы, продлить зимние и летние.

За последние
2-3 года удалось значительно
улучшить охрану здоровья наших
детей с участием областной детской
клинической больницы на основе
прямого договора. В
диагностическом центре этой
больницы наших ребят бесплатно
обследуют. К этой задаче
подключилась областная
клиническая больница для взрослых
и лаборатории медицинского
университета.

…Учебная и
воспитательная работа у нас стоит
на трех "китах": это, прежде
всего, спорт (успехи
спортсменов-иркутян известны не
только в области, но в России и
мире). Второе — учеба. Мы внушаем
ребятам, что приспособиться и
выжить в современной
действительности можно только на
базе образования. Третье — музыка.
Из стен школы-интерната вышло много
замечательных музыкантов, и сейчас
учится немало талантливых ребят.
Недавно, например, известный даже в
Европе композитор с
консерваторским образованием
Анатолий Тепляков был удостоен
высокого звания "Заслуженный
работник культуры Российской
Федерации".

Школа-интернат
находится ныне в составе
муниципальных структур. Городской
департамент образования не делит
наших учащихся на иркутян и
приезжих, а выдает из своих скудных
возможностей все, что в состоянии
дать на каждого ребенка. "Мы с
нетерпением ждем, — говорит
директор, — закона об образовании
детей-инвалидов. Он застрял где-то в
Государственной Думе. Обучение
детей-инвалидов необходимо
продлить до 21 года, поскольку
образование им дается по
общеобразовательным программам.
Многие выпускники ежегодно
поступают в вузы, прежде всего,
гуманитарного профиля. Например,
Виктор Токаревский, Андрей Поляков
окончили Иркутский
государственный с отличием, и оба
сейчас учатся в аспирантуре. Две
девушки обучаются на факультете
социальных работников ИГУ. Галя
Лохова, окончившая в прошлом году
нашу школу с золотой медалью,
поступила в Педагогический
университет на факультет
психологии. Галя Давыдова учится в
Братском индустриальном институте
на отделении истории и
юриспруденции. Некоторые из наших
выпускников трудятся в родной
школе. Среди них особенно интересен
Виктор Васильевич Дахневич, наш
физрук и воспитатель многих
выдающихся спортсменов. Валентина
Иннокентьевна Черенцова,
параллельно с ней ведет математику
Любовь Матвеевна Дикунова — всех не
перечислишь.

Директор
Виктор Богдан в 1995 году стал первым
призером областного конкурса
"Учитель года", да и на
всероссийском уровне не подкачал
бы, но Москва таких конкурсов тогда
еще не проводила. Директорствует
Виктор Владимирович уже 6 лет. А
вообще в интернате он с 1979 года и
пришел сюда добровольно. От
рядового воспитателя и учителя
математики, пройдя все
квалификационные и должностные
ступеньки, стал директором. Имея
высшее педагогическое образование,
он счел необходимым поступить в
Ленинградский педагогический
институт имени Герцена на
отделение тифлопедагогики и
блестяще заочно окончил его. Теперь
В.Богдан сам ведет спецкурс
тифлопедагогики на факультете
дефектологии педагогического
университета. Он благодарен своему
предшественнику Владимиру
Захаровичу Литашу, который
несколько лет готовил из него
своего преемника.

Грустно и
тяжко сознавать, что в нынешней
России растет потребность в
школах-интернатах для
детей-инвалидов. И если от этого
никуда не деться, так пусть же дети
научатся бороться со своей бедой в
таких школах, как иркутская.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры