издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Гонка на длинную дистанцию

Гонка
на длинную дистанцию

Специалисты говорят,
что прежде чем сесть в рыночный
автомобиль, надо сделать как
минимум две вещи: построить дороги
и залить бензин, а не рассчитывать,
что это удастся сделать на ходу.
Если централизованная экономика
нуждалась в автомобильном
транспорте и всячески пыталась
решить эту проблему (строительство
дорог, автопредприятий, сервисное
обслуживание), то рыночная
нуждается в ней вдвойне.

Не случайно в
стране идет переориентация
транспортных услуг в пользу
автомобильных как наиболее
надежных и экономичных; возрастает
количество автобусов,
большегрузного транспорта. И хотя
отрасль не находится в
приоритетных, сегодня это одна из
немногих успешно работающих
отраслей экономики.

Даже кризисы
для автомобилистов не становились
непреодолимым препятствием. Они
как бы обходят их на поворотах:
скорость хотя и сбавляют, но объемы
грузовых и пассажирских перевозок
неуклонно приращивают.

— Точнее
сказать — приращивали, — мягко
поправляет мой собеседник,
генеральный директор Шелеховского
АТП, председатель недавно
созданной ассоциации
автотранспортных предприятий
области Сергей Середкин. — Сегодня
ситуация в корне изменилась.

— С чем
связаны эти изменения?

— Прежде
всего с разрастающимся в стране
горюче-смазочным феодализмом,
обвалом цен на нефтепродукты.
Судите сами: стоимость топлива
возросла с начала года почти в три
раза и будет расти дальше. Эксперты
прогнозируют, что в октябре они
поднимутся до шести, а к концу года
до девяти рублей.

Сегодня доля
топлива в себестоимости
пассажирских перевозок (она
увеличилась до 40-45%), составляет
более 30 процентов. А теперь
прикинем: перевозка одного
городского пассажира обходится для
нас в 3 руб. 20 коп. Чтобы этот
пассажир соответствовал по
себестоимости, мы берем с него два
рубля, остальное (1,2 руб.)
доплачиваются из бюджета. После
обвала цен сумма перевозки
возросла до 4-х рублей, однако
разницу в 2 руб. пассажирщикам никто
компенсировать не торопится.

Если учесть,
что за время бензинового кризиса
автопредприятия успели
"сжечь" выделенные им
бюджетные средства (дотации), то в
четвертом квартале работать им
будет просто не на чем.

— Вы
хотите сказать, что на работу
горожанам придется добираться на
своих двоих? Какой видится выход из
сложившейся ситуации?

— Считаю,
государство, местные органы власти
не должны стоять в стороне от
возникших проблем. В их арсенале
обязательно должны быть механизмы
сдерживания и регулирования цен.
Пока таких механизмов нет,
пассажирские предприятия вышли в
свои администрации с предложениями
о повышении платы за проезд, ибо,
повторюсь, кассовый сбор не
компенсирует даже расхода на ГСМ.
Наше предложение: нужно поднять
тариф от трех (в южных районах) до 5
(в северных) рублей. Это,
естественно, не касается
льготников, защищенных законами РФ
и местного самоуправления.

— Как
восприняли это предложение на
местах?

— Ряд городов
приняли постановления об
увеличении стоимости проезда в
городских автобусах, остальные еще
"дозревают".

Считаю,
тарифную политику нужно определять
и решать в области. Наша ассоциация
сейчас прорабатывает вопрос о
подготовке Закона Иркутской
области "О пассажирских
перевозках". Правда, в правовом
управлении администрации говорят,
что у вас, дескать, есть все законы,
по ним и работайте. Но это далеко не
так. Сегодня крайне нужна
нормативно-правовая база
деятельности автотранспортных
предприятий, которая бы четко
определяла права и обязанности
перевозчика и пассажира, категории
льготников, вопросы компенсации и
т.д. Пока же в этом полный хаос.
Кстати, подобный закон хорошо
проработан у наших западных
соседей.

— Кроме
законотворческих, какие еще
проблемы решает ассоциация в эти
сложные для автомобилистов
времена?

— Защита
интересов лишь одна из задач нашей
программы деятельности. Не менее
важными мы считаем работу с кадрами
(учебу персонала), повышение
производительности и снижение
себестоимости перевозок. Совместно
с японскими специалистами мы
работаем по вопросам маркетинга,
менеджмента, финансов… В этом
плане Шелеховское АТП стало
базовым предприятием Токийского
центра производительности для
социально-экономического развития,
единственным, применяющим японский
опыт.

Что это дает?
По пассажирским перевозкам мы
сумели за один год снизить
себестоимость на десять процентов,
совершенствуем работу с
персоналом. На Шелеховском АТП
аттестуется каждый работник,
начиная с кондуктора и кончая
заместителями генерального
директора. Люди пишут
рефераты-предложения по улучшению
дел на своих рабочих местах, на их
основе и составляется программа
действий администрации. Все
работники одной группы (кондукторы,
водители) разделены на пять
категорий. Разница в оплате низшей
и высшей достигает 35%.
Переаттестация через каждый
полгода. У людей есть
заинтересованность трудиться
лучше, есть стимул, перспектива.

В начале
октября в Иркутск прибудут
японские консультанты по
организации так называемого
"Логистического центра" по
грузоперевозкам. В ноябре пять
директоров, входящих в ассоциацию
предприятий, отправятся на
стажировку в Токио. Эта
двухнедельная командировка
финансируется (проезд, проживание,
питание, обучение) японской
стороной. В феврале подведем итоги
совместной работы и положим свои
наработки на стол Минэкономики и
Минтруда. Надеемся с наступлением
более благоприятного
инвестиционного климата расширить
наше сотрудничество.

— Сергей
Петрович, ассоциации вашей нет и
полгода, она, если можно так
сказать, включила лишь первую
скорость. Что делается для
повышения ее престижа и авторитета?

— Да,
ассоциация наша молодая,
существует всего четыре месяца.
Однако начинаем мы неплохо. Нас
приняли в члены российского
автотранспортного союза. Это
вертикаль, которая создается от
министерства до низов. То есть,
прежняя структура, только
действует она на общественных
началах. Здесь мы собираемся на
свои съезды и конференции,
обсуждаем и решаем глобальные
вопросы: по налогам,
финансированию, таможенным
перевозкам и другие.

Сейчас
готовимся в автопробегу Иркутск —
Братск, который посвящен нашему
профессиональному празднику.
Стартует марафон 29 сентября в
областном центре. В нем примут
участие представители всех 14
членов ассоциации. Цель — показать
все, что имеем на вооружении — от
автобусов до контейнеровозов и фур,
на которых осуществляем перевозки.
Будем двигаться с остановками в
городах и райцентрах — с
мини-концертами, вручением
буклетов, значков и т.д.

Приглашаем
принять участие
энтузиастов-любителей, тех, кто
имеет в своем распоряжении старые
марки машин. Уверен, они привлекут
внимание общественности. Кстати,
все расходы ассоциация возьмет на
себя.

В заключение
хочу сказать вот о чем. Многие
сегодня скептически относятся в
различного рода союзам,
ассоциациям, видя в них
политическую подоплеку. Мы
политикой не занимаемся, ни в каких
"разборках" не участвуем.
Главная цель совета ассоциации и
исполнительной дирекции — защита
имущественных интересов
предприятий, оказание помощи и
поднятие престижа
автотранспортной отрасли.

Беседу вел Александр
АНТОНЕНКО

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры