Мы избрали власть, но ей надо помогать
Мы
избрали власть, но ей надо помогать
На майской сессии
Законодательного собрания
депутаты приняли областной закон о
государственном социальном заказе.
Было много споров и мнений о том,
насколько он нужен. Процесс
подготовки и принятия закона
длился больше шести месяцев, а
недавно комитет по
социально-культурному
законодательству областного
парламента на очередном заседании
рассмотрел вопрос о том, как
выполняется этот и другие
социальные законы, предполагающие
сотрудничество и диалог власти с
общественными организациями.
Обсуждение вопроса, в
котором приняли участие 28
представителей различных
общественных организаций,
депутатов и научных работников,
было очень эмоциональным и
содержательным. По мнению
участников заседания,
взаимодействие государства с
общественными организациями
наряду с положительными примерами
имеет и негативную практику, когда
предпринимаются попытки создать
"карманные" организации,
которым и оказывается помощь.
Многие же организации, которые
действительно обеспокоены
общественными проблемами и
беспокоят власть, ничего не
получают.
Безусловно, нужен
дифференцированный подход в
оказании помощи общественным
организациям. По мнению участников
обсуждения, в поддержке нуждаются
не те, кто занимается организацией
досуга населения, а те, кто
разрабатывает проекты, выигрывает
гранты, привлекает людей, решая
социально значимые проблемы,
например, трудоустройства, работы с
детьми по месту жительства,
социальной реабилитации.
Корр.:
Почему в повестку заседания
комитета включили этот вопрос, если
принят и вступил в действие целый
пакет законов о социальном
партнерстве, заказе, программах?
Валерий
Соколов, председатель комитета по
социально-культурному
законодательству: Помимо
законотворческой деятельности
комитет пытается еще влиять на
общественно-политические процессы.
Один из них касается формирования
основ гражданского общества, что
немыслимо без участия граждан в
управленческой деятельности, в
решении многих
социально-экономических проблем.
По этому направлению мы за
последнее время приняли три закона
— о благотворительных
попечительских советах, о
государственном социальном заказе,
о государственных социальных
программах. Последние два закона
способствуют тому, чтобы
поддержать гражданскую инициативу
и активность людей, направленных на
решение многих социальных проблем.
Благодаря этому у людей появляется
возможность содействовать
государственной социальной
политике.
Несмотря на
то, что уже есть некоторая правовая
база, холодок со стороны структур
отдельных государственных органов
и местного самоуправления к
инициативам некоммерческих
организаций еще очень ощутим.
Поэтому мы хотели бы еще раз
привлечь внимание к тому, что
необходимо активно включать
гражданские инициативы,
поддерживать их и с их помощью
пытаться решать многие
социально-экономические проблемы.
Вы заметили, с какой гордостью на
заседании люди говорят о том, что у
них есть удовлетворение от
реализации своих инициатив? Власть
их поддерживает и считает, что они
идут в нужном направлении и делают
хорошее дело. Кроме этого, как вы
понимаете, власть несколько
разгружает себя от проблем, которые
могут и готовы решить общественные
объединения и организации. Пусть
это наркомания, помощь женщинам,
попавшим в экстремальные жизненные
ситуации, объединение родителей
слабоумных детей. Мы убедились, что
многие из них используют
отечественные и зарубежные
технологии и методики, выбивают
помещения, работают, не жалея
времени, творчески, находят
сподвижников и получают хороший
результат. Никогда органы
образования или социальной защиты
так детально не смогут охватить
проблему и, прежде всего потому, что
это будет затратно, потребует
увеличить бюджет. Придется
создавать новые структуры, штаты, и
даже в этом случае консерватизм не
даст утвердиться духу творчества,
предпринимательства. Общественные
организации же всегда более
динамичны, а следовательно, и
результативны. Им требуется только
небольшая помощь, чтобы запустить
сам механизм. Мы обязательно
направим обзорную записку
губернатору и вообще всем властным
структурам. В конечном итоге это и
есть нормальное социальное
партнерство между обществом
граждан и государством.
Корр.:
Вам не кажется, что рамки
социального партнерства
получаются несколько шире, чем
предусмотрено областным законом?
Конституция продекларировала, что
каждый гражданин может участвовать
в управлении государством. Мы и в
самом деле выбираем себе органы
власти — от мэра до президента и
депутатов, через которых и
реализуем свое право. Но ведь
общественные организации берут на
себя некоторые функции
государства. Здесь, в общем-то, не
имеет значения, поселок это или
областной центр. Вам не кажется, что
это похоже на процедуру передачи
части государственных полномочий
местному самоуправлению?
Валерий
Соколов: Это действительно
передача части государственных
полномочий общественным
организациям, в которых есть
определенные группы людей, знающих
дело, имеющих опыт, технологии,
методики и способных достигать
положительных результатов. Если, к
примеру, взять программу
"Старшее поколение", то при
всем желании управление социальной
защиты ее никогда не осуществит
собственными структурами,
ресурсами, кадрами в полном
масштабе. А вот общественные
организации, являющиеся
социальными саморегуляторами,
собственными силами, средствами,
инициативой, творчеством, талантом
способны дойти до каждого элемента
стоящей проблемы. Но им нужна
поддержка государства: моральная,
материальная, политическая.
Во время
обсуждения этого вопроса звучало
много обращений в адрес
государственной власти с
требованием усовершенствования,
если требуется, этих законов и их
безусловного выполнения
чиновниками всех уровней власти.
Это один из немногих случаев, когда
к закону относятся, как к
инструменту, ревниво и заботливо.
Светлана
Кулинич, директор Иркутского
отделения детского фонда: Меня
все время поражает, как порой
бездумно тратятся государственные
деньги, отпущенные на социальную
политику. Однажды в области решался
вопрос приобретения подарков для
детей. Мы предложили свой проект, по
которому можно было приобрести
дешевле и больше подарков и
поддержать отечественных
товаропроизводителей. Но огромные
бюджетные и внебюджетные деньги
были истрачены на приобретение
очень дорогих подарков из Турции,
которыми дети, к тому же,
отравились. Мы никак не можем
пробиться на страницы печати, чтобы
рассказать о своей работе и
проблемах. Приглашаем журналистов
на все свои мероприятия, берем все
расходы по их размещению,
проживанию во время поездок, а они
не едут. Про кого же еще писать, если
не про нашу работу?
Проблемы,
которые пытаются решать
общественные организации, зачастую
имеют не локальное, а
государственное значение.
Например, каждый человек ежедневно
участвует в создании ценностей и
поддержании порядка, равновесия в
обществе, а наркомания, например,
нарушает сложившиеся жизненные
устои. К тому же, наркоман
недееспособен, паразитирует на
общественном продукте, но вернуть
его к нормальной жизни в обществе
можно только совместными усилиями.
Однако,
несмотря на возникающие трудности,
взаимоотношения в обществе все же
меняются. Если раньше инициативы
подчинялись чиновничьей
субординации, то сегодня
общественные организации при
необходимости могут спокойно
выходить прямо на министерство.
Валерий
Соколов: Приятно, конечно, что
люди осознают необходимость и
важность этого закона, его
целесообразность, его ценность, и
что просят помочь в его раскрутке,
чтобы он действительно давал
результат. Мы все равно будем
возвращаться к закону в порядке
контроля и будем добиваться
позитивных результатов. Конечно,
одна из наших главных задач —
законодательная, но областной
парламент не конвейер, где штампуют
законы. Мы хотим, чтобы они
работали, и поэтому будем
добиваться реализации заложенных в
законах обязательств и гарантий и
продолжать их совершенствовать.
Корр.:
Во время заседания возникла
импровизированная дискуссия. А вот
вы сами получили удовлетворение от
обсуждения этого вопроса? Что вы
увидели или узнали из того, что не
знали?
Валерий
Соколов: Мы не ставили задачу
делать какие-то заключения. Главное
было узнать реакцию на закон, как
складываются отношения и есть ли
позитивный опыт. Оказалось, что
есть добрые примеры в Иркутске,
Братске, Усть-Илимске. Но есть, к
сожалению, и другие примеры. Люди с
болью говорили о том, что их не
хотят понимать, слушать, не идут
навстречу. Что мы для себя в итоге
определили? Мы планируем направить
письма во все органы власти,
провести в октябре "круглый
стол" по данной проблеме,
семинар, подключить прессу. Мы
настойчивы в своих поисках, потому
что денег, направляемых на
социальную политику, не так уж и
много. И нужно, чтобы они были
использованы с максимальным
эффектом. А участие общественных
организаций как раз и дает такой
эффект. Например, в США, ФРГ, Франции
через общественные организации
реализуется от 30 до 80% средств
социальной поддержки. Конечно, там
уже сложились основы гражданского
общества, и общественные
организации активно участвуют в
социальной политике государства. И
для нас это должно быть хорошим
примером. Полезный опыт надо
применять. От этого мы только
выиграем.
Корр.:
Другими словами, задачи комитета, а
через него и Законодательного
собрания — убедить людей в том, что
государство готово сотрудничать с
населением и предлагает честные
правила.
Валерий
Соколов: Да, я как депутат и
социолог убежден в том, что если
граждан не сделать соучастниками
процессов, которые мы хотели бы
осуществить, достигнуть
положительных результатов нельзя.