Прощай, мастер!
Прощай,
мастер!
Ушел Петр
Артемьевич Петров. Вместе с ним
ушла целая эпоха. Стрекочущие, как
сенокосилки, аппараты, черно-белая
пленка, остро пахнущая целлулоидом,
кадры, мелькнувшие на экране и
ушедшие в историю.
Да это само
по себе история — как мальчишка из
захолустного братского села стал
сначала фотографом, а потом —
первым кинооператором Восточной
Сибири. Как его захватило это
волшебство картинок, оживших на
белой простыне экрана.
Он открывал
военные парады и пускал
гидроэлектростанции. И это вовсе не
преувеличение. Петр Артемьевич
действительно первым добился
разрешения снимать военный парад в
Чите и получил его в виде
телеграммы за подписью Клима
Ворошилова. Перед началом движения
войск порученец командующего
округом подошел к оператору и
четко, во-военному спросил:
"Товарищ Петров, разрешите
начать парад!" И Петров
разрешил…
Когда-нибудь,
когда Россия вспомнит, что у нее
была действительно великая
история, в том числе и в сложные
советские годы, чья-то рука снимет с
полки пыльные коробки черно-белой
пленки. И мы увидим эпоху глазами
кинооператора Петра Петрова.
Первые палатки у Падуна, перекрытие
Ангары, первые поезда по БАМу… Вряд
ли кто считал, сколько дней провел в
командировках Петр Артемьевич,
сколько километров он прошел,
проехал, пролетел. Но то, что эти
цифры будут больше, чем у любого из
его коллег, — в этом нет никакого
сомнения.
Он прожил
большую жизнь — больше девяти
десятков лет. И многие из этих лет
остаются с нами, запечатленные на
кинопленке. Значит, Мастер остается
с нами. И переживет многих и многих.
Восточно-Сибирское
отделение Союза кинематографистов
России, друзья, коллеги.