Школа идет на поправку
Леонид
ВЫГОВСКИЙ:
Школа
идет на поправку
Каждый
шестой житель нашей области —
школьник. А подавляющее
большинство остальных — либо
родители школьников, либо
бабушки-дедушки, либо, наконец,
учителя. Потому-то августовский
ажиотаж подготовки к новому
учебному году охватывает буквально
всех и повсеместно. Но в последние
годы к праздничному букету
предсентябрьских настроений
примешивается острое чувство
тревоги: все ли школы примут своих
питомцев, не омрачится ли День
знаний трауром учительских
забастовок? Ведь именно так было и в
прошлом году, и в позапрошлом, и два
года назад.
О "самочувствии" школы
накануне первого звонка, о ресурсах
ее здоровья на предстоящий учебный
год рассказывает сегодня нашей
газете начальник главного
управления общего и
профессионального образования Л.А.
ВЫГОВСКИЙ.
— По-прежнему
сложным вопросом остается выплата
заработной платы, — говорит Леонид
Аполлонович. — Не стану скрывать:
положение пока далеко от
благополучия. Есть целый ряд
тяжелых, депрессивных территорий:
Тайшетский район, Черемховский,
Куйтунский, Тулунский. Здесь
имеется еще задолженность за
прошлый год, и сами они с ней
справиться не смогут, требуется
помощь областного бюджета.
И все же
давайте сравнивать. 10 месяцев назад
бастовали учителя 19 территорий. В
декабре забастовки достигли пика и
охватили 23 территории,
задолженность по зарплате
составляла 270 миллионов. Мы в то
время только этой проблемой и
занимались: просили,
договаривались, ругались,
лоббировали… Теперь посмотрим, что
имеем сегодня. Задолженность упала
до 100 миллионов. Есть разница?
Безусловно. Далее. На протяжении
последних нескольких лет
единственной территорией, которая
жила без долгов и где регулярно
платили текущую заработную плату,
был Иркутск. Сегодня таких
территорий уже 11. В их числе такие
крупные центры, как Братск, Ангарск,
Шелехов… В общей сложности они
охватывают до 74 процентов
учительства. Есть также ряд
районов, где задолженность хоть и
существует, но постепенно
сокращается и где тоже налажена
выплата текущей зарплаты. Наконец,
еще один важный момент: отпускные
нынче были выплачены во всех
территориях без исключения. И в
отличие от прошлых лет, справилась
наша область с этой проблемой
совершенно самостоятельно, Москва
ничем нам не помогла. Дружно
сработали все: губернатор,
областные структуры, главы местных
администраций.
— Но
относительная стабилизация с
выплатой заработной платы — лишь
минимальное условие для того, чтобы
встреча учителя с учеником в стенах
школы состоялась. А чтобы обучение
было успешным, качественным, нужно
и многое другое: техническая
оснащенность, наличие необходимых
наглядных пособий, учебники,
наконец. Остановимся на последнем.
Не секрет, что с учебной
литературой в нашей области в
последние годы было из рук вон
плохо. Заниматься детям
приходилось, особенно в сельских
школах, зачастую по книжкам
советской еще эпохи: история СССР,
география СССР…
— Да, а в
задачках по математике дети никак
не могут понять, почему хлеб стоит 15
копеек… Дело в том, что на
обновление книжного фонда до сих
пор из областного бюджета
выделялись мизерные суммы — 2-3
миллиона. К лучшему ситуация
изменилась только нынче: нам
выделили на приобретение учебников
7,6 миллиона, всю эту сумму мы уже
освоили и сейчас вывозим книги по
территориям.
— 7,6
миллиона — звучит внушительно. А
сколько это в расчете на одного
ученика?
— В расчете
на одного — немного: 18 рублей.
Стоимость примерно одной книжки.
—
Выходит, 10-классник, которому нужен
комплект из 17 учебников общей
стоимостью от 500 до 800 рублей, такой
помощи областного бюджета и не
заметит. Значит, рановато пока
списывать в архив истории СССР и
географии, они еще послужат школе?
— Рановато.
Но давайте и эту ситуацию
рассмотрим в динамике. На днях я
выступал на административном
комитете как раз по вопросу об
учебниках, и все меня поддержали в
том, что учебники должны быть как
можно быстрее заменены. Никто не
возражал против того, чтобы на
будущий год выделить на эти цели
уже в два раза больше, чем нынче, — 15
миллионов. А может, и о 20 удастся
договориться.
По большому
счету на полное обновление
книжного фонда требуется порядка 100
миллионов. Но если вот так, по 15—20
миллионов, будем получать, то за 5
лет ситуацию выправим.
К сожалению,
многое, очень многое за последние
годы упущено. Возможности школы
подорваны, учебно-наглядные
пособия устарели, современные
обучающие средства еще не пришли.
Просто на то, чтобы вернуться к
утраченным позициям, не меньше
десятка лет потребуется. Возьмем
кадровый вопрос. Сегодня в области
только 61 процент учителей имеет
высшее образование. Это очень
низкий показатель. 10 лет назад он
был намного выше — 73-75 процентов.
Беда в том, что на протяжении
последних восьми лет мощно
поддерживалась система среднего
специального педагогического
образования. Вакансии заполнялись
в основном выпускниками педучилищ,
и в результате мы за 8 лет посадили
уровень наших педагогических
кадров на мель.
Надо
исправлять положение. Нынче мы
сократили прием в педучилища на 850
человек и в 7 училищах из 10 открыли
группы совмещенного обучения: два
года студенты учатся в училище и 3 —
в университете, получая таким
образом высшее образование.
Частично финансирует эту
совмещенную программу областной
бюджет.
— Но
выпускники педучилищ хотя бы село
спасали, закрывая вакансии. А ведь
специалиста с университетским
дипломом в деревню калачом не
заманишь…
— Значит,
надо создавать другой, более
эффективный механизм
заинтересованности. Думаю, мы такой
механизм нашли — это контрактная
система. Заключаем со студентом
вуза контракт, по которому он
обязуется по окончании учебы
работать в таком-то районе, платим
ему из казны губернатора
повышенную стипендию, а потом и
подъемные в размере двух тысяч.
Контракт — документ юридический:
нарушил условия, не поехал — будь
добр, верни в казну затраченные на
твое обучение деньги.
Сейчас уже
больше 250 контрактиков обучаем на 1-2
курсах педуниверситета и
лингвистического. Нынче у нас из
числа выпускников уже поехало
несколько ребят по контрактам:
получили стипендии за лето и
подъемные. А недавно в
педуниверситете прошла первая
встреча мэров сельских районов с
первокурсниками-контрактниками.
Мэры были довольны: теперь, говорят,
хоть в лицо друг друга знать будем.
—
Выходит, к прежней системе
распределения выпускников
возвращаемся?
— В какой-то
мере да. Не все из того, что было
раньше, плохо. Многое приходится
заимствовать из прошлого
педагогического опыта. Например,
переход к 4-летнему обучению в
начальном звене и к 6-дневной
учебной неделе. То есть
возвращаемся к тому, что было
отвергнуто 20 лет назад. Теперь уже
из соображений сохранения здоровья
детей и для снятия учебных
перегрузок. Мы по области решили
так: в течение 1999 — 2000 года
полностью перейти на 4-летнее
обучение.
— И
дальше — на 12-летнее?
— Ну, это уже
не от нас зависит. Министерство —
задающий генератор. Хотя я лично
убежденный сторонник 12-летки. В
нынешних трудных условиях должен
быть государственный присмотр за
молодым человеком, должен быть
социальный институт, который бы
помог ему выстоять до
совершеннолетия.
— Леонид
Аполлонович, второе полугодие
прошлого учебного года прошло без
забастовок и завершилось мирно.
Лето тоже выдалось спокойным. Сам
по себе это факт знаменательный,
ведь начиная с 92-93 годов, забастовки
не затухали, перекидываясь из одной
территории в другую. Как вы думаете,
может быть, наконец-то произошел
долгожданный перелом в жизни школы
и она пойдет на поправку? Какие у
вас прогнозы?
—
Долгосрочные делать не берусь.
Потому что считаю: чтобы
окончательно стабилизировать
ситуацию с зарплатой, надо передать
финансирование с муниципального на
государственный уровень. Только
эту статью — зарплату — и все.
Потому что в такой бедной стране,
как наша, муниципальные органы
власти просто не в силах иногда
школу содержать. И это не только мое
мнение. Этот вопрос обсуждался и в
министерстве, и в Государственной
Думе. Большинство сходится в том,
что школу надо
"размуниципализировать",
сделать ее по-настоящему
государственной. Но я думаю, что
сегодня, в предвыборной суматохе,
заниматься этим никто не будет, и в
ближайшие год-полтора вряд ли
что-то изменится.
Так что
надеяться надо по-прежнему на себя.
На последнем совещании с мэрами
губернатор поставил задачу
совершенно четко: к концу года
покончить с задолженностью по
зарплате. И я думаю, она будет
выполнена. Работа по расчистке
долговых завалов идет непрерывно.
Медленная, мучительная,
кропотливая, для большинства
невидимая работа, но идет…
Очень
надеюсь, что новый учебный год
начнется организованно. Я не могу
приказать, поэтому просто хочу
обратиться к коллегам-учителям:
давайте наберемся терпения и будем
потихоньку выбираться из долговой
ямы. Тем более что положительная
динамика налицо. Я говорю не только
о ситуации с заработной платой, это
учителя уже почувствовали на себе.
Я говорю в целом о ситуации к 1
сентября: школы отремонтированы,
нынче при всех трудностях 5 новых
запускаем, дефицита кадров не
будет, основные задачи на год
определены, и остается над ними
работать. Значит, за работу…
— Что ж,
будем надеяться, ваш призыв учителя
услышат и нынешний День знаний не
будет ничем омрачен. Спасибо за
беседу.
Записала
Дина МАДЬЯРОВА.