Экономика столицы держится на предпринимателях
Экономика
столицы держится на
предпринимателях
Уважаемые читатели,
"Бизнес-клуб" продолжает вести
рубрику, в которой вы можете задать
вопросы известным политикам,
чиновникам, бизнесменам. Сегодня мы
беседуем с Евгением ЕГОРОВЫМ,
руководителем департамента
развития и поддержки малого
предпринимательства, министром
правительства Москвы.
— Какое
значение для столицы имеет малый
бизнес?
— В малом
бизнесе столицы трудятся около 2,7
миллиона человек — 50 с лишним
процентов активного населения
города. Сегодня можно сказать, что
именно мелкий и средний бизнес спас
Москву от безработицы, когда в 1992-1993
годах с крупных предприятий
уволилось более миллиона человек.
Но, думаю, основное значение этого
сектора экономики все-таки в том,
что именно за счет малых и средних
предприятий столица имеет
более-менее развитые системы
сервиса и общественного питания,
производство потребительских
товаров и пищевых продуктов. С
точки зрения городского бюджета,
малые предприятия — половина
налогооблагаемой базы города,
основа доходов.
Хочу
обратить внимание еще на одну цифру
— из существующих в России 850-900
тысяч малых предприятий — 240 тысяч,
более четверти, расположены в
Москве. А это значит, что в столице
созданы благоприятные условия для
развития малого
предпринимательства. Конечно, мне
могут возразить, что Москва —
особый город, привычка ездить за
покупками в столицу осталась у нас
еще с советских времен, а миллион
приезжих в день сделают
рентабельными любые закусочные. Но,
думаю, что дело прежде всего в
отношении городских властей к
предпринимателям, в их
экономической политике.
— Вы
помогаете предпринимателям?
— В Москве
выстроилась целая система
поддержки, которая позволяет
малому и среднему бизнесу пережить
последствия кризиса и развиваться
дальше. Условно эту систему можно
разделить на три блока. Первый —
департамент поддержки малого
предпринимательства правительства
Москвы, который координирует
различные ведомства, является
заказчиком по программе поддержки
малого бизнеса. Второй блок —
общественно-экспертный совет при
мэре и правительстве. Он состоит
только из предпринимателей и в
основном занимается анализом новых
законодательных и ведомственных
документов, регламентирующих
деятельность малого бизнеса,
выступает со своими инициативами и
предложениями в этой области.
Наконец, третий блок — Московский
фонд поддержки малого
предпринимательства и целая группа
различных организаций, которые
заняты решением конкретных
проблем. В прошлом году в наш
департамент и в фонд поддержки
поступило 156 различных проектов.
После экспертизы они были
рассмотрены на заседании комиссии
правительства Москвы по финансовой
и имущественной поддержке малого
предпринимательства, выделено 139,9
миллиона рублей на их реализацию.
У нас
серьезные намерения развивать
малый бизнес. Необходимо вовлечь в
эту сферу наибольшее количество
людей для того, чтобы они сами себя
обеспечивали и не зависели от
желания или нежелания
правительства дать им какие-то
субсидии. Кстати, в столице принята
специальная программа по поддержке
малого предпринимательства в
условиях кризиса. Такого, по моим
сведениям, нет ни в одном регионе
России.
Постановление
предусматривает льготные условия
по аренде малыми предприятиями
нежилых помещений, по земельным
отношениям. Например, в прошлом
году был создан фонд нежилых
помещений малого
предпринимательства, выделено 46
тысяч квадратных метров с
возможной рассрочкой продажи этих
помещений до 10 лет. К тому же для
малых предприятий уровень арендных
платежей сохранился таким, каким он
был до кризиса.
Предусмотрено
предоставление предпринимателям
бесплатных информационных и
консультативных услуг. Вот
конкретный пример. В Москве было
огромное количество
"челноков", обеспечивающих
москвичей сравнительно недорогим
ширпотребом. Государство в целом
даже боролось с ними, обвиняя
именно их в подрыве российской
легкой промышленности. Мы же
считали, что если люди кормят себя и
свои семьи, закрывают определенный
сегмент товарного рынка, ничего не
требуя от государства, да еще платя
налоги и таможенные сборы, то они
заслуживают другого отношения.
После кризиса 1998 года их зарубежные
поездки стали не такими выгодными,
и тогда мы создали в столице
гильдию коробейников,
координирующую их работу,
переориентировали "челноков"
на отечественные товары.
— Многие
предприниматели жалуются, что
нынешние законы мешают бизнесу.
— К великому
сожалению, государственное
законодательство в сфере малого
бизнеса далеко не совершенно,
поэтому нам приходится заниматься
не столько конкретными делами,
сколько отстаиванием нашей позиции
по изменению налогообложения. С
первых же дней своего
существования мы предлагали
вернуться к существовавшей ранее
упрощенной системе
налогообложения, но долго не
встречали понимания со стороны
налоговых органов. Когда же ввели
такой закон в 1996 году, то оказалось,
что он не работает: за годы
налогового пресса народ научился
уходить от уплаты налогов. Сейчас
те же ошибки повторяются с так
называемым налогом на вмененный
доход.
Надо учесть,
что в соответствии с нашим
законодательством деятельность
малого бизнеса чересчур
"зарегулирована". Чтобы
открыть новое дело, приходится
обходить огромное количество
чиновников. Слишком много
административных органов
контролируют их деятельность. Так
что нам приходится и бороться с
бюрократизмом. Юрий Михайлович
Лужков сам возглавил комиссию по
борьбе с административными
барьерами в сфере малого бизнеса.
Она уже подготовила несколько
решений. Например, предусмотрено на
каждом малом предприятии завести
книгу проверок, чтобы каждый из
многочисленных проверяющих
обязательно фиксировал в ней, когда
он побывал тут, на каком основании,
что обнаружил, какие меры принял.
Надеемся, что это поможет сократить
количество бесчисленных проверок.
Беседовал Игорь
ИМАНОВ.