Киноведение с женским лицом
Киноведение
с женским лицом
Читатели
"Восточно-Сибирской правды"
помнят, как в недавнем прошлом на
страницах дочерней
"Иркутянки" критик-журналист
Ольга Красноярова вела редкостную
рубрику "Киномифы" и печатала
свои занимательно-познавательные
очерки о звездах мирового кино…
Мало кто
знает, что Ольга Валентиновна —
глубокий знаток и тонкий
исследователь
кинематографического творчества
великого советского кинорежиссера
Сергея Эйзенштейна.
В
издательстве Иркутского
университета вышла ее монография
"Диалогичность экрана С.М.
Эйзенштейна". В
культурно—книжной жизни Иркутска
это событие не осталось без
внимания. Газета "Зеленая
лампа" в четвертом номере
откликнулась на него
библиографической
заметкой-аннотацией. К сожалению,
услуга получилась отчасти
медвежьей. Автор аннотации
позволил себе бестактно, в
развязно-пошлом тоне отозваться о
книге О.В. Краснояровой как об
"исследовании, написанном на
традиционно научном жаргоне" (?!).
Мы более высокого мнения о
стилистике научной прозы
иркутского киноведа. К 100-летию
гения отечественного
кинематографа О.В. Красноярова
написала книгу, которая сразу
заняла достойное место в
литературе об Эйзенштейне. Не злая
ли шутка — упрек в "жаргоне" да
еще "традиционном"?
Наша
землячка-киновед разработала новые
научные подходы к изучению
наследства Сергея Эйзенштейна.
Открыла, дотошно исследовала и
системно описала
кинематографическое явление
"диалогичность экрана"
(применительно к эйзенштейновскому
творчеству). Заслуга немалая,
особенно если учесть, что книга о
сложных проблемах фильмопоэтики
создавалась в далекой сибирской
провинции, где, казалось, нет и быть
не может ни малейшего намека на
подобный прорыв в киноведении. Как
тут не сказать: большая наука
делается не только в Москве и
Санкт-Петербурге…
В основу
своего исследования иркутский
кинокритик положила две великие
картины мастера: "Броненосец
"Потемкин" и "Иван
Грозный". Рассмотрела их
экранное естество в контексте
мировой культуры и, разумеется,
культуры кинематографической, и
пришла к непререкаемому
фундаментальному заключению:
"Экран Эйзенштейна обращен к
зрителю таким образом, что тот
непременно должен раскрыть смысл
"через себя", в соответствии со
своим опытом, характером, фантазией
и т.д., словом, он должен открыть
свой неповторимый, уникальный
человеческий смысл". Какая
точная формулировка!
На фоне
коммерческого чтива,
захлестнувшего современный
книжный рынок, монография О.В.
Краснояровой выглядит
своеобразным маленьким чудом.
Автору — наши поздравления с
успехом.