"Чудак", украшающий мир
"Чудак",
украшающий мир
Отметил свое 45-летие
народный театр "Чудак".
Поздравить коллег во Дворец
культуры нефтехимиков приехали
театралы из Иркутска, Усолья, были
почитатели из Черемхова, других
городов Иркутской области и,
конечно же, лучшие творческие
коллективы ангарских Дворцов
культуры. Именно театралы
"Факела" из ДК
"Современник" предложили
увековечить "Чудака" в
памятнике и тут же изобразили его
макет на сцене. Сами виновники
торжества подарили поклонникам
фрагменты из двух новых спектаклей
"Васса Железнова" М. Горького и
"Русская народная почта" О.
Богаева. Наш корреспондент Сергей
Козырев беседует с режиссером
"Чудака" Леонидом
БЕСПРОЗВАННЫМ.
— Леонид
Владимирович, поделитесь,
пожалуйста, секретом, как вашему
театру удается выжить в наше
непростое время и продолжать
радовать зрителей своими работами?
— Еще в 20-м
году Михаил Булгаков написал: "Не
тому я дивлюсь, что трамваи не
ходют, а тому я дивлюсь, что трамваи
ходют". Сегодня наша страна
отчасти напоминает те далекие годы,
и мы тоже дивимся, что наш
любительский театр еще существует.
Мы не способны приносить доход в
желаемом количестве, но и не можем
себе позволить начать играть
сказки по детсадам и лагерям
отдыха, чтобы прокормиться.
Продолжаем же давать духовную пищу
зрителям только благодаря доброй
крыше Дворца культуры
нефтехимиков, его директору
Михаилу Бачину. Он делает все, чтобы
сохранить в стенах Дворца истинный
очаг культуры и поддерживает нас
всеми силами. Наверное, он тоже
своего рода чудак, но — большое ему
за это спасибо.
—
Недавно вы порадовали иркутян
двумя новыми постановками
спектаклей современных
драматургов, отрывки из которых
ангарчане смогли увидеть во время
юбилея театра. Что вы еще
собираетесь подарить зрителям?
— Кроме
"Русской народной почты" Олега
Богаева из Екатеринбурга свой день
рождения мы также встречаем первым
вариантом пьесы Горького "Васса
Железнова". Эта пьеса увидела
свет в 1910 году, но в ней много
схожего с сегодняшним днем, когда
целковый затмевает разум людей и
заставляет идти на зверства, не
достойные человека. Кстати, эта
постановка уже была в репертуаре
театра в 1962 году, я тогда играл
Прохора, а главную героиню по
очереди исполняли золотые кадры
нашего театра Анна Алятина, Лидия
Саницкая, Ольга Давыдова. Сегодня
эта роль поручена их доброй
наследнице Татьяне Шляпневой, с
которой мы работаем вместе уже 33
года, а Васса — ее 79-я роль. А еще я
придумал спектакль, который,
надеюсь, скоро начнем репетировать
— это "Записки сумасшедшего".
Войдут в него как отрывки из
известного произведения Николая
Гоголя, так и главы из повести
Венедикта Ерофеева
"Москва-Петушки", дополненные
поэтическими произведениями
Велемира Хлебникова. Очень надеюсь,
что сбудется заветная мечта, и мы
сможем провести в августе десятый
юбилейный традиционный фестиваль
"Театральная осень на
Байкале".
—
Возвращение к Горькому случайность
или дань уважения к прошлому? Ведь в
1959 году наш театр был первым в
Иркутской области удостоен звания
народного и именно тогда была
поставлена пьеса русского классика
"Последние".
— Нет, просто
"Васса Железнова" привлекла
своей актуальностью, а Горького мы
ставили не раз из-за его воистину
горькой правды жизни. Первым
режиссером нашего театра был
талантливый художественный
руководитель Борис Чураков, при
котором театр и обрел постоянную
прописку в ДК нефтехимиков. Сменил
его актер Владимир Либердовский, а
в 1966 году к режиссерскому штурвалу
посчастливилось встать мне.
— Знаю,
что в прошлом мы с вами коллеги, но
отчего вы решили сменить профессию?
И, если уж пошел разговор на эту
тему, что сегодня в вашем
творческом багаже?
— Был 58-й год,
работал, тогда в городской газете
"Знамя коммунизма" и случайно
попал в жюри смотра агитбригад.
Выбор на меня пал потому, что я имел
определенные театральные навыки,
так как в юности был связан с
театром музкомедии г. Иркутска. А
после смотра директор Дворца Яков
Михайлович Фридман неожиданно
предложил перейти к нему, и так я
стал руководителем знаменитой в те
годы в Ангарске агитбригады
"Фильтр". Свой первый
спектакль поставил в 1961-ом, а через
пять лет возглавил коллектив
театра. "Чудаком" же он стал
ровно 30 лет назад и выбрал это имя
лишь потому, что оно отражало суть
нашего творческого коллектива и
героев спектаклей—чудаков,
бессребреников, чистых душой и
бескорыстных людей. К тому же до
этого мы уже ставили несколько
спектаклей, где звучало слово
"чудак", например, Быковкина
"Нужны чудаки" или
эксцентрическую комедию
"Чудак-человек"… Что до
наиболее памятных работ, их много.
Но вот когда была премьера "Ромео
и Джульетта", пришло столько
народа, что пришлось даже милицию
вызывать. Вообще, все спектакли,
которых я поставил ровно сто,
дороги, как собственные дети,
которых надо не только родить, но и
вырастить. К таким отношу
"Игрок" и "Дядюшкин сон"
Достоевского. Очень дорога
постановка Александра Вампилова
"Провинциальные анекдоты".
"Историю с метранпажем" и "20
минут с ангелом" видели в Москве
и Сочи, на родине Вампилова в
Кутулике и Иркутске, Шелехове и в
детских колониях. Всего же
"анекдоты" звучали со сцены
уже более ста раз. Что тут сказать,
для своих постановок выбираем лишь
те пьесы, что вызывают отклик
сердца — забилось, значит наша.
В этом сезоне
будем ставить четыре новых
спектакля. В репертуар войдут,
кроме уже названных, пьеса Олби
"Что случилось в зоопарке",
"Пиковая дама" Пушкина,
"Сирена и Виктория" Александра
Галина и "Двое поменьше"
новосибирского драматурга
Екатерины Нарши. Приметные роли в
последней постановке исполняют
Наталья Андриенко, Наталья
Васильева, Сергей Метелкин и
ветеран театра Татьяна Шляпнева.
Пересказывать содержание
спектаклей не стану, их надо просто
увидеть.
— Но об
исполнителях главных ролей,
наверное, можно?
— Скорее,
необходимо. 29 лет в нашем театре
Анатолий Трапезников, почти
четверть века с нами член
областного Законодательного
собрания, председатель областного
комитета по экологии Владимир
Путято. Всего в труппе 25 человек, и
каждый из них мне по-своему дорог.
Да, коллектив постепенно
обновляется, приходят новые
"чудаки-бессребреники", и это
приносит радость. Быть может, с
наших подмостков они смогут
шагнуть дальше, как народный артист
России Феликс Пантюшин,
Заслуженный деятель искусств,
преподаватель театрального
училища им. Щукина в Москве
Поглазов, главный режиссер
Северо-Двинского драмтеатра
Вячеслав Иванов или заслуженная
артистка республики Татьяна
Хрулева. В свое время начинал у нас
режиссер иркутского драмтеатра
Борис Деркач, Заслуженный артист
республики Виталий Сидорченко.
Наверное, это хорошо, когда не
переводятся чудаки, которые могут
напоить зрителя из хрустального
родника своего таланта…
—
Спасибо, и новых вам творческих
удач.