издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В сто раз меньше краж. И ни одного убийства

В сто
раз меньше краж.
И ни одного убийства

Без
преувеличения можно сказать: за те
семь лет, что Николай Пушкарь
возглавляет Восточно-Сибирское
управление внутренних дел на
транспорте, в его "хозяйстве"
произошли огромные перемены.
Добрые, причем, перемены. В то время,
как повсюду в городах и весях
отмечался, как теперь принято
выражаться, обвальный рост
преступности, объективно связанный
с ухудшением экономической
ситуации в регионе, оперативные
сводки транспортной милиции
становились, наоборот, все
спокойнее. С чего бы? Об этом беседа
нашего корреспондента Людмилы
БЕГАГОИНОЙ с генерал-майором
милиции начальником ВС УВДТ
Николаем ПУШКАРЕМ.

— Мы
поставили перед собой главную
задачу — добиться безопасности
пассажиров на железной дороге. С 1993
года все пассажирские поезда
иркутского формирования и основные
электрички сопровождаются
нарядами милиции. А на стоянках в
десять и более минут за порядком
следят специально для этого
созданные посадочные группы из
сотрудников милиции.

— То есть
вы решили, если можно так
выразиться, к каждому фонарю, дабы
его не разбили, приставить
милиционера? Вопреки расхожему
мнению, что это невозможно и не
разумно?

— Ну,
относительно расхожего мнения…
Последние пять лет мы регулярно —
ежеквартально — изучаем мнение
людей, покой которых взялись
охранять. Проводим анкетирование в
поездах и на вокзалах. Мы хотим
знать, чего ждут от нас, от милиции,
пассажиры на железной дороге. Такие
исследования очень нам помогли.
Во-первых, завоевать доверие людей,
а во-вторых, навести порядок на
транспорте. Одно с другим, конечно,
связано. Так что расхожее, как вы
выражаетесь, а лучше сказать —
общественное мнение, нам известно.
84 процента респондентов отвечают в
анкетах, что в последнее время они
чувствуют себя в поездах, на
перронах, на вокзалах спокойнее и
комфортнее. Причем речь идет уже
вообще не об уголовных
преступлениях — кражах, убийствах,
хулиганствах и т.д. Тут мы добились
стабильной обстановки. Если раньше
краж частной собственности в
поездах, на платформах
регистрировалось до тысячи в год, в
1998-м их было 86 по всей железной
дороге Восточной Сибири, а убийств
— ни одного. Теперь пассажир желает
не просто безопасности, а именно
комфорта.

Сегодня 60%
респондентов в анкетах заявляют,
что им не нравится, например,
присутствие в вагонах и на вокзалах
лиц в нетрезвом состоянии и бомжей.
Им мешают те, кто курит в
неустановленных местах и
сквернословит.

— Ну раз
уж на транспорте преступлений так
мало, почему бы скучающим без
работы сыщикам не повоспитывать
дяденек, которые матерятся и плюют
окурками под ноги?

— Нагрузка
наших сыщиков и следователей,
действительно, не превышает
сегодня обоснованной нормы. Только
вы почему-то все ставите с ног на
голову. Пьяниц мы задерживаем не
потому, что не стало на железной
дороге преступлений и делать
больше милиционерам нечего. А
наоборот: краж и убийств
регистрируется так мало из-за того,
что мы широко применяем
административную практику. То есть,
как вы говорите, пьяниц да
матерщинников воспитываем.
Посмотрите на этот график — вы
видите кривую, идущую круто вверх: в
92-м году за нарушения
антиалкогольного законодательства
в милицию доставлялось 777 человек, в
98-м — 96495. А теперь поглядите, как
ползет вниз другая линия: в 92-м году
мы регистрировали 6077 преступлений,
а в 98-м — в три раза меньше.

— И все
это потому, что милиция стала
сопровождать поезда? Почему же в
вашем министерстве не могли
додуматься до этого раньше? Сначала
допустили на железной дороге чуть
ли не беспредел…

— А
министерство здесь, можно сказать,
и ни при чем. Инструкции
предписывают милиционерам
сопровождать лишь составы с
оборотом не более трех суток. А наши
сотрудники обеспечивают порядок и
в поездах дальнего следования — на
Москву, Адлер, Симферополь. Это
стало возможным благодаря созданию
за счет финансирования управлением
ВСЖД роты сопровождения
пассажирских поездов из 135
сотрудников. Организовать и
отладить работу этой роты —
контроль, питание в пути, график
отдыха — было совсем не просто. зато
идея оправдала себя. Пассажиры
фирменного поезда "Байкал"
заявляют теперь в анкетах, что
чувствуют себя гораздо уютнее в
присутствии сотрудника милиции.
Кстати, одетого не в обычную серую
форму, а в белоснежную сорочку — и
это тоже пожелание пассажиров.
Хороший сервис, порядок сами по
себе дисциплинируют людей .

— Вас
послушать, нет на дороге ни жуликов,
ни рэкетиров. Испугались они ваших
белых сорочек и отложных
воротничков?..

— Вообще-то
рэкет — это довольно простое
преступление. С ним бороться сложно
только тогда, когда люди боятся
обращаться в милицию, не доверяют
ей. А мы постарались это доверие
завоевать.

— И
покончили с рэкетом?

— Последний
случай был в 1997 году. В поезде
Москва—Улан-Батор орудовала шайка
вымогателей. На станции Наушки, при
въезде на нашу территорию после
пересечения границы с Монголией,
преступники требовали с каждого
вагона дань в 500 тысяч рублей. Эта
группа была задержана, арестована.
Подобных жалоб больше не поступало.
Отвадили мы и мелких
"бизнесменов", промышлявших
тем, что снимали, например, таблички
с вагонов фирменного поезда, а
потом "возвращали" их
проводникам за 500 рублей. Не
связываются теперь с нашими,
иркутскими, поездами и ярославские
шулеры — большие любители поиграть
в карты "на интерес".

— Как же
это двое сопровождающих поезд
сотрудников в белых рубашечках
справляются с целыми
группировками, вылавливают
карманников, перевозчиков наркоты,
гастролеров?

— Система
сопровождения поездов — не
единственное новшество на дороге. Я
просто говорил о том, как важно для
пассажира именно физическое
присутствие сотрудника милиции,
которому можно доверять. Если
хотите, я могу рассказать и о новых
технологиях, действующих уже
больше года. В компьютеры
закладывается база данных на тех,
кто находится в розыске за
преступления, уклоняется от службы
в армии, подозревается в сбыте
наркотиков, кого раньше уже
доставляли в дежурную часть, но не
смогли доказать вину. Вот недавно
был случай: женщина почтенного
возраста, 1926 года рождения, которую
раньше задерживали с опием, но она
сумела "отвертеться", села в
Иркутске в поезд, что тут же
"засек" компьютер. В Зиме, где
бабуся выходила, ее уже ждали на
перроне, чтобы вежливо
препроводить в дежурную часть
милиции. Там старушка, наконец,
"раскололась" и выложила 200
граммов опия, которые везла на
продажу. Таким же образом, с помощью
компьютера, в память которого
заложены все данные на
встречающиеся оперативникам
сомнительные личности, задержали
гражданку помоложе, перевозившую
из Иркутска в Улан-Удэ полтора
килограмма опия. В прошлом году
таким вот образом, не выходя из
кабинетов, мы установили свыше 700
преступников, находящихся в
розыске — международном,
российском и местном.


Николай Степанович, вы меня
убедили: покупаю билет и сажусь в
поезд уверенная, что меня доставят
на дальнюю станцию в целости и
сохранности. А вот как нынче на
железной дороге с сохранностью
грузов? Я помню, несколько лет назад
в районе Глазково, где я жила,
краденным из вагонов товаром
торговали во всех подворотнях. Из
раскуроченных контейнеров не
тащили разве только ленивые.

— Было такое.
Но, когда я пришел в управление, мы
на границах Восточно-Сибирской
дороги — в Тайшете и Петровском
Заводе — организовали оперативный
милицейский заслон. Сотрудники
специально созданного
подразделения встречают там все
грузовые поезда и тщательно их
осматривают — мы просто
заворачиваем разворованные вагоны
туда, откуда они прибыли. Первый
год, когда "заслон" начал
действовать, мы зафиксировали 25
тысяч случаев коммерческого брака
— и все в скрытые контейнеры с
нарушенными пломбами отправили
назад, к соседям. В прошлом году
кражи грузов составили в структуре
преступности всего 1,5 процента, а в
92-м они занимали 64,5 процента всех
уголовных правонарушений. Вообще в
сфере грузовых перевозок за эти
годы число преступлений
сократилось с четырех без малого
тысяч до сорока штук.

— В сто
раз! Николай Степанович, вы чего-то
не договариваете. Здесь не
обошлось, наверное, без
дополнительного финансирования.

— В 1996 году,
действительно, содержали 150
сотрудников за счет областного
бюджета. Но после того, как они
полгода просидели без зарплаты, —
так поступали бюджетные средства —
пришлось всех их уволить. От такой
"финансовой поддержки" мы
получили только нервозность в
коллективе. Но плакаться, о
трудностях рассказывать я не буду.
Хочу поблагодарить за заботу об
условиях труда милиционеров
управление железной дороги, за
доверие к нам — пассажиров. И,
конечно, поздравить с юбилеем своих
коллег.


Дальнейших вам успехов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры