Собиратель мгновений
Собиратель
мгновений
Владимир
МАКСИМОВ, журналист
Иногда мне
кажется, что я знал его всегда…
Теперь-то я понимаю, что мое знание
было опосредованным, через
фотографии, которые частенько с
раннего моего детства встречались
в газетах и журналах с подписью
"Фото Эдгара Брюханенко…"
На этих
снимках был и мой родной, вовсю еще
тогда строящийся город Ангарск, и
рвущаяся ввысь Братская ГЭС, и
прокладываемая среди тайги БАМ, и
белое безмолвие Арктики с
пляшущими вокруг Северного полюса
одиннадцатью очень веселыми
мужчинами, и бегущие возле нефтяной
скважины сохатые, и знаменитые,
теперь уже, несомненно, на весь мир,
байкальские нерпы, словно
беседующие друг с другом кумушки,
вальяжно развалившиеся на
толстенном льду…
Фотографии
были разные. И чувства они вызывали,
естественно, разные. От
консервативного умиления оными до
щенячьего, ничем, казалось бы, не
подкрепленного восторга. От
искреннего удивления до щемящей,
легкой печали о чем-то безвозвратно
уходящем… Однако одно было
постоянным в этих фотографиях — их
неизменное мастерство. И в каждой
из них угадывалось умение автора
разглядеть, уже вызревший факт
жизни, не замечаемый большинством
из нас, из повседневных, обыденных
вещей. Мне представляется, что из
отснятых им мгновений, как из
отдельных мозаичных стеклышек
разной расцветки, можно выложить
широкое полотно жизни, вмещающее в
себя почти пять десятилетий,
половину нашего XX века.
Потом я
познакомился с автором ближе. И мне
захотелось заглянуть в его
мастерскую, в "кухню", чтобы
понять, в чем секрет мастера.
В
фотолаборатории Эдгара Брюханенко
я увидел идеальный, от А до Я,
порядок. Причем от А до Я в
буквальном смысле этого слова. Ибо
фототека-архив Эдгара Брюханенко
за 45 лет (1954 — 1999 гг.) представлена
пятьюдесятью ящичками, в которых
хранятся негативы, отснятые от
Арктики до Якутии.
Читаю на
ящичках надписи: "Дальний
Восток", "Бурятия",
"Западная Сибирь", "БАМ",
"Братск", "Ангарск",
"Реки", с подзаголовком также
аккуратно отпечатанным, только
чуть более мелким шрифтом: Амур,
Ангара, Енисей, Витим, Лена…
Эдгар
Дмитриевич комментирует такой
всеохватный географический
разброс очень просто:
— Поездить по
стране мне довелось немало. Только
автомобилей я изъездил семь штук…
Еще и поэтому я считаю себя
человеком счастливой судьбы.
Столько повидал, столько узнал
нового. А с какими людьми судьба
сводила! Ведь на период моей работы
в ТАСС, с 1956 по 1992 гг. и особенно на
начало ее, как раз и пришлось
грандиозное время освоения Сибири,
становления сибирской науки,
громадных новостроек! И интерес к
Сибири был тогда огромный — и в
нашей стране, и за рубежом. Может
быть, поэтому у меня только по линии
ТАСС было опубликовано не менее 20
тысяч снимков!
— А вы
никогда не подсчитывали, сколько же
всего ваших снимков опубликовано
было в разных изданиях?
— На первое
января прошлого года было 48 тысяч!
— Тогда
сколько же негативов хранится в
вашем архиве?
— Больше ста
тысяч. В ящичках у меня лежат
конверты. В каждом конверте по 20-30
кадров. А супернегатив лежит
отдельно, в выставочных снимках…
Но я всегда считал огромной удачей,
если за год работы один или два моих
снимка попадали в эту категорию, то
есть на всесоюзную или
международную выставку. Тогда
можно считать, что это прекрасный,
творческий год. Тем не менее, когда
меня называют фотохудожником, я это
воспринимаю как что-то не совсем
искреннее. А уж если люди сами себя
называют фотохудожниками, это
вообще бред. Так и папой римским
назваться можно. Ты не замечал, что
количество "фотохудожников"
почти всегда превышает количество
художественных работ? Поэтому я
себя числю в обычных
фоторепортерах — для меня это
вопрос принципиальный, — хотя у
меня и было немало персональных
выставок и в Союзе, и за рубежом.
— А что
собираетесь делать теперь со своим
уникальным архивом?
— Да не знаю
еще. Мне-то самому он вроде бы уже
без надобности. Может, подарю
кому-нибудь, а может, и продам, —
подмигнул мне Эдгар Дмитриевич. —
Ведь такой фотоархив, как у меня,
вещь уникальная. Он многим людям
может пригодиться. Научным
работникам, например. Да и просто
людям. Ведь в нем часть биографии
страны, как было точно замечено, от
А до Я.
Владимир
МАКСИМОВ.