Музыкальные подвижники
Музыкальные
подвижники
Отметил свое
десятилетие ансамбль солистов
Иркутской филармонии. С самого его
возникновения им руководит
Владимир Карпенко — пианист и автор
аранжировок. Заслугой этого
коллектива и его руководителя
является возрождение давно забытых
музыкальных имен и приобщение их к
современной концертной жизни.
Сначала в поле зрения В. Карпенко
оказалась музыка екатерининской
эпохи: "Россия XVIII века",
"Малый двор Павла Петровича",
"Золотой век Екатерины", — так
назывались первые программы,
исполненные ансамблем. И ожила
музыка Дмитрия Бортнянского,
Евстигнея Фомина, Ивана Хандошкина,
Максима Березовского, Осипа
Козловского, Федора Дубянского.
Поле
деятельности постепенно
расширялось, варьировался состав
коллектива. Нового звукового
материала, осваиваемого ансамблем,
становилось все больше и больше:
программы "Забытые имена",
"Иностранцы в России",
монографии "Бортнянский",
"Алябьев", "По страницам
опер Фомина" — и вот уже картина
русской музыкальной жизни XVIII —
первой половины XIX веков
вырисовывается все четче и яснее,
звучит музыка всех пречисленных
композиторов, а рядом с ними и
Ванжура, и Кавос, и Паизиелло, и
Титовы, и многие другие.
Подвижнический
труд Владимира Карпенко по
достоинству оценен: в 1995 г. он стал
лауреатом премии Иркутской
области. С тех пор репертуар
ансамбля значительно расширился за
счет освоения музыки эпохи барокко
и значительно более ранней, вплоть
до XIV века. В программе "Голоса
минувшего" солисты ансамбля
исполняют старинную музыку на
забытых теперь инструментах — лире,
кроте, блокфлейтах в ансамбле с
клавесином. Дополнительным
стимулом к этому, возможно,
послужило участие ансамбля в
Международном фестивале старинной
музыки в Новосибирске в 1996 г., где
участвовали творческие коллективы
из Москвы, Эстонии, Израиля, Томска,
Новосибирска. Выступление иркутян
было встречено с интересом,
отмечено и качество аранжировок
Владимира Карпенко.
Знание
истории музыки очень помогает
Владимиру Евгеньевичу: параллельно
с работой в ансамбле он преподает в
Иркутском музыкальном училище, да и
подход к построению программы,
отбору музыкального материала
осуществляется со знанием дела, с
широким искусствоведческим
охватом. Нередко концерт проходит в
живописном интерьере,
соответствующем звучащей эпохе,
как, например, на фоне уникальной
выставки "Золото Петергофа". В
стенах Иркутского художественного
музея в 1993 году по инициативе В.
Карпенко и в его аранжировке была
поставлена опера Дж. Перголези
"Служанка-госпожа".
Но этим
деятельность ансамбля не
ограничивается. "Музыка ХХ века —
это та же неизведанная земля", —
считает Владимир Карпенко и
впервые знакомит иркутскую публику
с никогда ранее не исполнявшимися
здесь сочинениями Прокофьева,
Стравинского, Шостаковича,
Свиридова, Бриттена, Хиндемита,
Бартока, Шнитке, Щедрина, Денисова и
других. В перспективе новые
программы из произведений Фалика,
Караева, Рябова, Подгайца, Меликяна.
Со многими из современных
композиторов Владимира Карпенко
связывают отношения творческого
сотрудничества.
В 1994 г. из
гастрольной поездки по Соединенным
Штатам Америки, В. Карпенко сумел
привезти новые музыкальные
сочинения. Кстати, там в 19 концертах
в трех штатах звучала русская
музыка XVIII—XХ веков.
Пожелаем же
музыкантам и их руководителю
Владимиру Евгеньевичу Карпенко
больших творческих удач,
интересных находок и вдохновения
на тернистом пути музыкального
просветительства!
Марина
ТОКАРСКАЯ,
художественный руководитель
Иркутской филармонии, кандидат
искусствоведения.