"Крыша" с... присосками
"Крыша"
с… присосками
Юрий СОЛОВЬЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Год назад
вышло правительственное
постановление "О реформировании
жилищно-коммунального хозяйства в
России". Что из этого следует, мы
хорошо знаем — бремя расходов на
эксплуатацию жилья все больше
ложится на самих жильцов. Но есть и
другой подход — реорганизация
самого хозяйства с целью
сокращения ненужных затрат. По
этому пути вознамерились пойти в
Саянске. Комфортность проживания в
нем дорого обходится местному
бюджету. Как признал в мае новый мэр
города С. Бутаков, структура ЖКХ
громоздкая, тяжелая и не
справляется с выполнением
возложенных на нее задач. Требуется
упрощение.
Засим
последовало и само "упрощение"
— весьма, впрочем, запутанное,
отягощенное увольнениями,
скандалами, вмешательством
прокуратуры и судебным
разбирательством. История
поучительная, и начиналась она с
намерений самых благих: развести
коммунальщиков со своей
"крышей".
Поясним.
Несколько лет назад городское
управление жилищного хозяйства
(ГУЖХ), управление по
благоустройству и другие
коммунальные предприятия лишились
самостоятельности и перешли под
командование вновь образованной
надстроечной структуры —
жилкомхоза (МУП ЖКХ). По мнению
многих коммунальщиков, этот
контролирующий орган был излишен и
лишь "высасывал" на ГУЖХ
собранные последним деньги в виде
квартирной и арендной платы. В
итоге гужэховцы совсем обнищали.
Чиновники надстроечной
"крыши" перестали давать им
зарплату, сетуя на бедность всего
коммунального комплекса города.
Профсоюзные активисты из ГУЖХ
организовывали акции протеста,
доходило и до объявления голодовок,
в общем, воевали с вышестоящим
начальством, как могли в рамках
служебной дисциплины.
Глас
вопиющих новой администрацией
города был услышан. Руководствуясь
упомянутым выше правительственным
документом и соответствующим ему
губернаторским, мэр города
постановил реорганизовать МУП ЖКХ,
разделив его на четыре юридически
самостоятельных предприятия —
муниципальных и унитарных. Все
возвращалось на круги своя.
Надстроечный жилкомхоз сворачивал
свои дела и начинал дележ балансов.
Правопреемниками его по финансовым
и другим обязательствам и должны
были стать его бывшие
подразделения — ГУЖХ, Водоканал,
МУП по благоустройству, озеленению
и дорогам и МУП по
производственно-технической
комплектации.
Все логично и
юридически верно. Но спустя месяц, в
июле, выходит другое постановление,
первый пункт которого уточняет, что
координировать деятельность этих
коммунальных предприятий и
заключать договоры на
муниципальный заказ с ними будет
особая служба при администрации. А
для выполнения этого заказа
следующим пунктом предусмотрено
создать… самостоятельные
предприятия. Но какие? Да те же, о
которых говорилось в первом,
июньском, постановлении. Которое,
кстати, уже утратило силу.
Несуразица,
абракадабра? Что значит создать,
коли они уже существуют? Да в том-то
и тонкость. С новорожденных
младенцев взятки гладки, никакие
грехи в виде, допустим, недоимок по
налогам, над ними уже не довлеют. В
мэрии, помню, тогда и не скрывали,
что "реформа" затеяна
стремлением начать всю
жилищно-коммунальную деятельность
с "чистого листа", отбросив все
прежние долги и обязательства.
Всякое
сравнение хромает, как говорил В.
Ленин. Но, по большому счету, Ильич и
был основоположником подобных
финтов, декларируя отказ
революционной России от имперских
долгов.
В данном
случае "новые" предприятия,
отпочковавшись от жилкомхоза, так и
не приняли на себя его
обязательств, не были составлены
передаточные акты и разделительный
баланс на условиях правопреемства.
Продолжает существовать и МУП ЖКХ,
"съежившись" до штата всего в 14
человек, которые занимаются чисто
бумажной работой, разбираясь с
кредиторской и дебиторской
задолженностью бывшей
могущественной организации. Но
взыскать с него что-то — долги по
зарплате, те же налоги (а их
накопилось 10 миллионов) — уже
невозможно. Своих уставных
обязанностей жилкомхоз, вестимо, не
выполняет, передав дела по
коммунальному обслуживанию
горожан "новорожденным"
коллективам. А без источника
финансирования с него тоже взятки
гладки.
От
реорганизации пострадало немало
людей, чьи законные права были
вопиющим образом нарушены.
"Чистка" кадрового состава
особенно коснулась ГУЖХ, которое
теперь официально называется МУП
ГЖХ. Буквенная рокировка в
названии, — конечно, сущая
формальность. Хуже, когда
"рокируются" люди, причем
"ненужная" фигура при этом
оказывается выброшенной со своего
рабочего места на улицу.
Например,
инженера по ТБ В. Евтушенко уволили
"по сокращению штатов",
предложив положенных два месяца
отрабатывать грузчиком. Когда он
отказался, пригрозили, что уволят
вообще по статье за прогулы.
Пришлось уходить сразу, без
отработки.
Коменданта
общежития Л. Абзалтынову, без
замечаний, с одними
благодарностями трудившейся на
этой должности почти 10 лет, мало
того, что сократили. Когда она
пожаловалась прокурору, на нее
облыжно, без всяких оснований
сфабриковали дело — якобы она брала
взятку от жильцов за
предоставление им дополнительной
комнаты в общежитии. Сокращались же
не рабочие места, не штаты, а
неугодные люди. Места эти затем
заняли служащие расфомированного
жилкомхоза. Как говорится, за что
боролись, на то и напоролись.
Абзалтынова как зампред профкома
ГУЖХ в свое время выступала за
самостоятельность предприятия, а
когда это свершилось — пострадала в
числе первых.
Все
оказалось перевернутым с ног на
голову. С благими намерениями
думали избавиться от
контролирующей "крыши", а
чиновники ее дружно перелетали на
посты уволенных гужеховцев. Ведь
трудовые ресурсы реорганизованной
системы документально не были
переданы новым предприятиям, что
дало формальное право
руководителям набирать служащих
как бы заново, по своему усмотрению.
И жаловаться некому, не с кого
потребовать полагающиеся при
расчете долги (зачастую
многотысячные) по зарплате. С
чистого листа работаем!
Единственный
способ защитить свои права —
обратиться в прокуратуру с
требованием объявить всю
реорганизацию незаконной, что
некоторые коммунальщики и сделали.
Прокурор города А. Шмелев вынес
протест, объявив, что регистрация
вновь созданных предприятий
жилищно-коммунальной сферы
нарушает права кредиторов, а также
работников по ряду статей КЗоТа. А
недавно и суд вынес решение:
создание новых муниципальных
предприятий на базе ЖКХ считать
незаконным, а все постановления и
распоряжения администрации
Саянска по этому поводу — не
порождающими правовых последствий
со дня их издания. За ширмой новых
предприятий все-таки скрывалось
элементарное разделение бывшей
единой структуры.
… Сейчас
коммунальная сфера города
буквально кипит. Все озадачены —
что же будет? Неужто опять
собираться под единую кровлю
жилкомхоза?
Озадачены и
администрация, комитет по
имуществу города. Хотели ведь, как
лучше. Публично гарантировали
летом, что ни один человек не будет
в ходе реорганизации ущемлен. На
практике оказалось не так. Не зря
народный опыт гласит: надейся на
лучшее, но будь готов к худшему.
Постскриптум:
работа с чистого листа не очень-то
радует своими плодами. Текущая
зарплата коммунальщиков хоть и
стала более регулярно
выплачиваться, но и у
"новеньких" начали быстро
нарастать долги по платежам.
Реформа — она штука скользкая.