"Салун -- о'кей!"
"Салун
— о’кей!"
В дни работы
российско-американской
конференции по проблемам
загрязнения окружающей среды
диоксинами, проходившей в августе
этого года в Байкальске, ко мне
подошел американец славянского
происхождения Андрей Гетман и
попросил показать где находится
"Салун Айрис".
Взяв под руку
молодого американского биолога, я
увлек его на торговую площадь, где
первая попавшаяся лоточница
показала одноэтажное здание,
находящееся неподалеку.
Андрей
потянул меня назад, к гостинице,
чтобы пригласить своих
соотечественников разделить с нами
компанию, и вскоре добрый десяток
зарубежных экологов оказался в
здании художественного салона
"Айрис".
Надо видеть,
с каким живейшим интересом
разглядывали гости живописные
полотна, изделия
декоративно-прикладного искусства,
выставленные в салоне. Однако
пояснение, что все авторы этих
произведений живут в Байкальске и
около него — вызвало недоверие.
Вероятно, они не думали, что и в
провинциальной России таланты
водятся. Рассеяли их сомнение гиды,
они же владельцы салона — супруги
Старостенко. Пейзажи Байкала кисти
хозяина были тут же приобретены с
пожеланием, чтобы Евгений оставил
автографы на обратной стороне этих
картин. И уже с вниманием
вслушивались ученые к звучанию
имен прибайкальских художников:
Валерий Зверев, Анатолий Варенов,
Николай Осипенко, Юрий Алексеев…
Записывали эти имена.
Говоря о
своих впечатлениях пребывания на
южном байкальском берегу,
ученые-экологи отметили прелесть
неспешно-патриархального уклада
жизни Байкальска, желали городу не
растерять этого бесценного
достояния. Гости советовали не
пускать на берег Байкала никакую
индустрию, в том числе и
туристическую. Высказали
рекомендацию строить отели и их
инфраструктуру в близлежащих
городах или в изумительной по
красоте Тункинской долине.
Дорогим
украшением города Байкальска
назвали они салон супругов
Старостенко, которые задумывали
свое детище, в первую очередь как
инструмент пропаганды
уникальности Байкала посредством
творений местных
самородков-художников.
Инна и
Евгений, выпускники архитектурного
факультета Иркутского
политехнического института, пришли
к пониманию того, что их салон
должен стать творческой кухней
художественного мастерства,
пропагандистом
организованно-цивилизованного
туризма, щадящего хрупкую
общечеловеческую жемчужину —
Байкал.
Сегодня
художники южного берега приходят
сюда за квалифицированной помощью,
советом и дружеской критикой, а
владельцы салона помогают им
выжить, помогая продать их полотна
и изделия.
Сами
Старостенко едва-едва сводят концы
с концами и будущее своего детища
ставят под вопрос. По их мнению,
оплата за аренду здания,
коммунальные услуги, налоги,
взимаемые как с чисто
коммерческого предприятия, в
конечном итоге задушат дело.
А ведь, по
сути-то дела, художественный салон
в Байкальске — это ни столько
собственность частных лиц, сколько
достояние города. Во всем
цивилизованном мире подобные очаги
культуры находятся под
покровительством муниципальных
властей.
В августе же,
гости, уходя из салона, выражали как
само собой разумеющееся
уверенность, что этот центр
художественной пропаганды Байкала
ждет благополучное будущее. А
именитая заокеанская биологиня
Мэри О’Брайен, раскованная и
непосредственная, показала вдруг
некоторое знание русского языка:
— Ба-це-бе-ка
— позор, салун — о’кей!