Дать вам ваше богатство
Дать
вам ваше богатство
Беседа с
буддийским ламой
В
начале сентября на турбазе
Култушной, что недалеко от г.
Бабушкина, на живописном берегу
южного Байкала, состоялась одна
удивительная встреча. И мне
посчастливилось стать ее
свидетелем. Это был
восточно-российский семинар,
посвященный буддийской практике
Пхова, которую участники встречи
дружно охарактеризовали как науку
о правильном умирании. Семинар
прошел под руководством известного
буддийского учителя датчанина Оле
Нидала. За 27 лет непрерывной работы
лама Оле со своей женой Ханной
организовал во всем мире 215
медитационных центров. Ежегодно он
навещает своих многочисленных
учеников и регулярно собирает их на
семинары, где щедро делится
драгоценными знаниями о природе
ума, которые устраняют страдания
существ. Буддийские наставники
подчеркивают, что их знания
передавались от учителя к ученику
2,5 тысячи лет и дошли до наших дней в
точности такими, как их передал
своим последователям исторический
Будда Шакьямуни.
После
семинара я встретился с
обаятельным 57-летним ламой Оле и
задал ему несколько вопросов.
—
Учитель, пожалуйста, скажи
несколько слов для наших читателей
о буддийской практике Пхова.
— Все, кто
рождены, умрут; ты ведь не
сомневаешься в этом? И если мы
научимся умирать полезным образом,
приводя ум в состояние блаженства
после смерти, это будет хорошо во
всех отношениях. Такие знания
необычайно драгоценны. Это все,
чему учит Пхова. Коротко: она о том,
как покидать тело после смерти и
приходить в "Чистые Страны
Сознания". Мы учим этому, потому
что полезно знать, что делать, когда
умираешь.
—
Используется ли Пхова при жизни?
— Нет, это в
основном для смерти. Правда, при
изучении этой практики появляются
ее побочные эффекты. Например,
достигаются высокие уровни
бесстрашия. Но они — не самоцель.
Сама Пхова имеет очень конкретную
задачу — попадание в "Чистые
Страны" после смерти. Существуют
другие виды Пховы, которые
обеспечивают людям выход из тела в
других случаях. Но мы по ряду причин
не учим этому.
— Многие
считают, что буддизм — это что-то
традиционно азиатское, для людей
монголоидной расы или для
экзотических восточных культур. А
нам, русским, украинцам, якобы
должно быть ближе христианство. Что
ты думаешь об этом?
— Начнем с
того, что у Будды были голубые
глаза, а сам он был крупным и
сильным мужчиной. Известно, что его
семья принадлежала к
индоевропейцам, которые за
несколько веков до его рождения
пришли с Украины.
Кроме того, я
не думаю, что религиозные
предпочтения связаны с расой. Это,
скорее, имеет отношение к спросу и
предложению. Когда люди страдают,
они чаще хотят стать христианами,
потому что те — эксперты в вопросах
страдания, которому они придают
глубокий смысл. А если люди хотят
быть независимыми, свободными и
решать сами за себя, то они обычно
идут в буддизм, потому что Будда
ближе к этому.
Ну и, наконец,
российские христиане вряд ли
обижаются, что сейчас множество
людей в Азии принимает
христианство. А те, кто становится
буддистами в России, находись они в
азиатских культурах, никогда бы не
стали христианами. Они гораздо
критичнее и не хотят никого, кто бы
указывал им, как жить. Или, может
быть, они стали бы плохими
христианами. Наверное, священники
должны радоваться, что
освободились от них: не надо
отвечать на множество тяжелых
вопросов, на которые они, возможно,
не могут ответить…
— Кстати,
есть ли Бог на самом деле? А если
нет, то кто же тогда создал
Вселенную?
— На самом
деле богов много. Среди них есть
необычайно долго живущие и очень
могущественные. Но поскольку у них
сохраняются иллюзии о природе
реальности, они весьма непостоянны
и, как правило, очень ревнивы и
капризны. Будда рекомендовал
желать им всего лучшего и держаться
от них подальше.
Мы не верим в
богов-создателей. Будда объяснял,
что, когда подходит к концу
существование одной Вселенной,
начинается возникновение новой.
Существа, которые не успели узнать
природу своего ума, притягиваются в
пространстве другими существами из
других прошлых Вселенных. В
определенный момент накапливается
то, что можно назвать критическим
уровнем причин и следствий. И тогда
из пространства, которое
представляет собой потенциал, а
вовсе не "ничто", появляется
мир. Затем происходит его развитие,
старение и разрушение. Процесс
повторяется, и у этого нет ни
начала, ни конца.
То, что
свободно играет, проявляясь как
Вселенные, как мы с вами и все
вокруг, это — ум, наша истинная
природа. Поэтому мы как буддисты
оставляем в покое богов и ищем нашу
истинную природу так, как этому
учит Будда.
— Можно
ли несколькими словами сказать, для
чего нужен буддизм, для чего его
практикуют?
— Очень
просто. Каждый имеет большое
богатство внутри, огромную радость,
огромное мужество, смелость, с
которыми у него нет контакта. Будда
учит, как войти в такой контакт.
Цель его учения только в том, чтобы
дать вам ваше же богатство, тот
великий потенциал, который у вас
есть. И никакой другой цели.
— Я помню
несколько явно навеянных
христианством предсказаний о
приближении конца света. Каковы
представления буддизма на этот
счет?
— За 57
прожитых мною лет я наблюдал по
крайней мере 20 предсказаний полных
катастроф, которых не случалось. И
тогда наступали тяжелые времена
для авторов этих предсказаний: им
приходилось объяснять, почему
катастрофы не произошли. Честно
говоря, эти люди выглядели
довольно-таки глупо.
В буддизме
предсказываются периоды
духовности и варварства. Но
известны также предсказания
прихода тысячи Будд за время
существования на Земле разумной
жизни. Мы же пока живем в эпохе
четвертого по счету Будды. И то, что
мир не исчезнет завтра, это ясно.
Наверное,
через 10 млрд. лет Солнце сгорит и
жизнь на Земле неизбежно
закончится. Но уже сейчас у нас есть
две серьезные проблемы, с которыми
мы не можем справиться. Я имею в
виду перенаселение и ислам. И если
мы так и не справимся с ними, у нас
возникнут уже очень серьезные
проблемы. Но это не будет концом
света.
— Я знаю
людей, которые занимаются
колдовством и черной магией,
принося другим вред. Что мы могли бы
сказать им?
— Скажи им,
что они делают одно из самых глупых
дел на свете. Существует закон,
который они не могут превозмочь, —
закон причины и следствия. Согласно
этому закону все зло, которое они
посылают другим, вернется к ним
самим. Так что это очень близоруко и
глупо. Я никому не посоветовал бы
так поступать.
Часто злые
дела творятся потому, что не очень
умные люди хотя отомстить или
наказать тех, кто поступает, по их
мнению, неприятно, неправильно. Но
вот вам аналогия. Если бы у
окружающих было по два сундука с
грязью и с золотом, что бы вы хотели
разделить с ними? Наверное, сундуки
с золотом. И если кто-то делает, с
вашей точки зрения, правильные и
неправильные дела, то вам полезнее
концентрироваться на правильных.
Или можете думать о своем уме, как о
саде. Вы можете наполнять свой сад
грязью, а можете — цветами. Если
концентрируетесь на добрых делах
других людей, вы наполняете свой ум
цветами. Или разделяете с ними их
сундуки с золотом. Так что будьте
умны. Скажи им это.
—
Однажды мой друг призвал
Будду-защитника, чтобы защитить
знакомую от черного колдуна. На
следующий день колдун умер. Что ты
думаешь об этом?
— Во-первых,
такое действие твоего друга не
является черной магией. Во-вторых,
колдун умер без связи с призывом
защитника. Иными словам, он умер бы
в тот же день и час, даже если бы
твой друг не помогал своей подруге.
И, наконец, Будды никогда никого не
убивают. Наоборот, они всех
благословляют. И вообще, невозможно
использовать их для причинения
вреда кому бы то ни было.
Будды-защитники
действуют вовсе не как вооруженные
до зубов телохранители, которые
наказывают ваших обидчиков. Они не
дадут вам и ничего похожего на
невидимое атомное ружье.
Просветленные буддийские
защитники вместо этого дают нечто
неизмеримо более ценное. Они
делятся с вами своей огромной силой
и сочувствием. А в результате вы
сами становитесь сильнее, смелее,
добрее. И вас просто перестают
обижать, а вы перестаете обижаться.
Одновременно вы становитесь
способными все более эффективно
защищать других. Так это работает.
— Иногда
люди лишают себя жизни. Какова
специфика смерти самоубийц?
— Люди,
которые убивают себя, — совершенные
глупцы. Все неприятности жизни, от
которых, как им кажется, они
убегают, обязательно догонят их в
следующей жизни, и неприятностей
будет больше. Кроме того, когда они
обнаруживают, что выбросили такую
драгоценность, как человеческая
жизнь, они ужасно расстраиваются и
страдают.
Бывает три
вида самоубийств: вследствие
злости, чтобы отомстить кому-то, и
это — наихудший вариант; вследствие
глупости, бесполезного стремления
таким образом что-то исполнить; и
вследствие желания, из-за
невозможности получить то, чего
очень хочется. Обычно, если им не
помогут этого избежать, самоубийц
ожидает плохая участь. Не навсегда,
на какое-то время.
С другой
стороны, если люди рискуют жизнью,
чтобы защитить или спасти других,
то это очень позитивно. Это
автоматически приносит хорошее
перерождение.
— Как ты
относишься к нашим краям — к Сибири?
— Я чувствую
себя в Сибири очень хорошо. Когда
нам с Ханной было лет по 25, мы
провели довольно много времени в
коттедже в лесах Швеции и очень
наслаждались этим. Теперь каждый
раз, когда мы приезжаем в Сибирь,
всплывают эмоции, которые
переполняли нас в те годы. Тогда у
нас еще бывало свободное время.
Позже мы основали во всем мире 215
буддийских центров и стали
"круглосуточными
менеджерами". И обращаться
сегодня назад, как бы погружаясь в
то время, когда мы могли бывать на
природе, — это вызывает очень
хорошие чувства. Я люблю Сибирь.
Мне известно,
что у вас сохраняются нетронутые
места в тайге. Это прекрасно. И
здорово, что встречаются
замечательные древние
деревья-великаны. Берегите ваши
леса, это разумно во всех
отношениях.
— Сильно
ли сибиряки отличаются от
населения других мест?
— Когда
путешествуешь из Москвы во
Владивосток, то может прийти мысль:
"Ну когда же, наконец, Ангола, о
которой ты так много слышал?" И в
конце концов ты во Владивостоке, но
все вокруг выглядит, как в Берлине
или в Копенгагене. И ты думаешь:
"Как странно!" (смеется).
Вообще-то
разница между людьми не так велика,
как может показаться. Конечно, в
Сибири есть большая сила, мощь.
Многие мои ученики из Иркутска
необыкновенно сильны. Наверное,
каждый из них может нести лошадь.
Возможно даже, что они — самые
сильные из всех. Похоже также, что
они более независимые, чем другие, и
острее сознают ценность свободы,
ведь их отцы и деды столько лет
убегали и прятались от царя и
Сталина. Но, кроме этих моментов,
разница между сибиряками и моими
учениками из других мест не очень
большая.
— Наша
встреча проходит на земле
Республики Бурятия, где
традиционно преобладающая религия
— буддизм…
— Да-да, очень
жаль, что на эту Пхову приехало так
мало бурят. Мы устроили нынешнюю
встречу именно здесь, рассчитывая
подарить бурятам замечательную
возможность. Дело в том, что в
традиционной для Бурятии линии
буддизма — Гелугпа — отсутствует
передача Пховы. И мы хотели дать им
эту практику как благословение, как
подарок. Но кроме нашей
улан-удэнской группы, большинство
которой составляют этнические
буряты, мы увидели совсем немного
новых лиц. Мои ученики в Улан-Удэ
распространили наше приглашение,
но почему-то оно не сработало. Жаль.
Из 270 участников русских оказалось,
наверное, человек 250. На Пхову в
Калмыкию приехало около 1000
участников, и по крайней мере 300—400
из них были калмыки. Можно
предположить, что общий интерес к
буддизму там повыше или что буряты
более открыты для других школ
буддизма. Но я не уверен в этом.
—
Учитель, а как называется ваша
линия буддизма и где можно побольше
узнать о ней?
— Наша
славная школа, одна из четырех школ
тибетского буддизма, называется
Кагью. Она сейчас, наверное, самая
многочисленная и продолжает быстро
расти. Но мы сильны не только
числом. У многих моих учеников
происходит удивительно быстрое и
глубокое развитие. В значительной
мере это вызвано мощным
благословением линии
преемственности нашей школы и ее
главы — великого буддийского
йогина Кармапы.
В 90-х годах на
русском языке вышло несколько моих
книг и брошюр о нашем пути.
Выпускается и небольшой журнал
"Мир Кагью". Но если читатели
захотят побольше узнать о
практическом буддизме "из первых
рук", пусть обращаются к моим
замечательным ученикам в ближайшие
центры Карма Кагью. И, конечно,
пусть приходят на мои лекции — я
бываю здесь каждый год и буду рад
видеть новые лица.
—
Пожалуйста, пожелай что-нибудь
нашим читателям.
— Прежде
всего я желаю, чтобы тяжелые
экономические времена в России
поскорее сменились благополучием.
Пусть также ваши читатели
познакомятся с традиционной
сибирской буддийской культурой и
со всем истинным богатством
буддизма. И, конечно, общее
буддийское пожелание: чтобы вы
скорее смогли узнать свой ум как
открытую ясную безграничность и
распространить это осознание на
все существа.
Я буду ждать
встречи с вами. И может быть, в
следующий раз к нам придет больше
бурят.
С
буддийским ламой Оле Нидалом
беседовал наш внештатный
корреспондент Сергей ДИДОРЕНКО.