Депутаты прошлись по уставу
Депутаты
прошлись по уставу
с
пакетом поправок. В пакете
"сюрпризов" не оказалось
Евгений БОГАЧЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Темой года
назвал изменения в областной устав
вице-спикер Законодательного
собрания Сергей Шишкин. С января 1995
года местная конституция, принятая
одной из первых в постсоветской
России, оставалась в первозданном
виде. Памятуя о горьком опыте
депутатов Верховного Совета
страны, которые своими
многочисленными и частыми
поправками превратили Основной
Закон в амбарную книгу, областные
депутаты не спешили с
корректировкой иркутского устава.
А их после принятия федеральных
законов и договоров о
разграничении полномочий
накопилось немало. И вот на
ноябрьской сессии областные
законодатели внесли в устав разом
более сорока дополнений и
изменений. На первый взгляд,
кажется много. Но если
анализировать их суть, то большого
влияния на устройство жизни в
Иркутской области они не окажут.
Как заметил сам Сергей Шишкин,
представлявший законопроект,
большинство из поправок носят
"редакционный, уточняющий
характер".
С весны этого
года рабочая комиссия, созданная по
инициативе губернатора и
руководства Законодательного
собрания, рассмотрела более 300
предложений, но отобрала только 43.
"Знаковыми" вице-спикер Шишкин
назвал предоставление права
законодательной инициативы
профсоюзам, реформирование
уставной палаты в уставный суд,
усиление гарантий для города,
выполняющего функции областного
центра, введение на отдельных
территориях при определенных
условиях временного
государственного управления и ряд
других.
Такие
предложения, как создание
двухпалатного парламента,
областного правительства, усиление
роли представительной власти, были
отметены рабочей комиссией сразу.
Правда, на сессии отдельные
депутаты попытались вернуться к
вопросу о двухпалатном парламенте,
но не нашли поддержки ни у коллег,
ни у губернатора. Такой парламент,
заметил Борис Говорин, — чуждое
явление нашей истории, никогда на
иркутской земле не было такого…
Доводы
депутатов, что таким образом все
областные мэры стали бы
"сенаторами", а в нижней палате
заседали бы 15—20 работающих на
профессиональной основе депутатов,
не поддержал и спикер Иван Зелент.
По его словам, он проехал по штатам
и провинциям США, Японии, Кореи и
нигде не видел таких
"профессиональных"
парламентов. А вот наш надо не
сокращать до 15—20, а, наоборот,
увеличивать хотя бы до 60—70 народных
избранников, чтобы были
представлены все территории
Приангарья…
Депутаты,
несмотря на попытки Антона
Романова, Владимира Путято и их
единомышленников, сохранили за
мэрами право на мандат депутата
областного парламента, в то же
время четко прописав в уставе, кто
таковым обладать не может:
губернатор, государственные и
муниципальные служащие, судьи,
прокуроры, депутаты иных органов
государственной власти и местного
самоуправления. Мэр, как прописано
в уставе, муниципальным служащим не
является.
Не приняли
депутаты поправки о паритетном
представлении аудиторов
контрольно-счетной палаты
Законодательным собранием и
губернатором. Все-таки губернатор —
глава областной исполнительной
власти, а КСП призвана
контролировать расходование этой
властью финансовых ресурсов,
решили депутаты, и оставили статью
устава в прежней редакции: КСП
формирует Законодательное
собрание…
"Принимая
эти поправки, мы не уходим далеко
вперед от других субъектов
Федерации", — озвучит мнение
многих депутатов Галина Иванищева.
"Не
наступили социально-экономические
условия, чтобы коренным образом
менять наш устав", — скажет Антон
Романов.
"Устав не
должен быть "проходным
двором", — добавит вице-спикер
Геннадий Истомин.
Но все
понимают, в какой непредсказуемой
стране мы живем, и нынешнее
бережное сохранение основ устава
при завтрашнем изменении ситуации
в стране может принести с собой
существенные поправки и в
российскую Конституцию, и в
областной устав. Наши депутаты
готовы ко всему.
Вторым
важным вопросом ноябрьской сессии
стало рассмотрение проекта
областного бюджета на 1999 год.
Депутаты приняли к сведению
заявление начальника главного
финансового управления Анатолия
Козлова, что за основу взяты ныне
действующее налоговое
законодательство и доавгустовские
показатели. Это значит, что в
ближайшее время после решений
правительства и Федерального
Собрания многие бюджетные статьи
будут пересмотрены. Существенных
изменений в лучшую сторону,
учитывая социально-экономическую
обстановку в стране, ждать не
приходится. Даже при "старых
показателях" доходная часть
бюджета-99 на 25% меньше нынешней. При
этом Анатолий Козлов
предупреждает, что в свете
августовских событий доходная база
может оказаться серьезно
завышенной и спасти ее может…
инфляция не менее 90%.
Понимая
чрезвычайность момента, на
предсессионное заседание комитета
по бюджету пришли 27 из 45 депутатов
Законодательного собрания. Там же
было принято решение, которое
поддержали остальные депутаты:
проект такого бюджета отклонить. Но
отправить на доработку не в
областную администрацию, а в
созданную согласительную комиссию.
Так у законопроекта будет больше
шансов "пройти" первое чтение
на декабрьской сессии. При затяжке
принятия бюджета в целом процедура
рассмотрения может переместиться
на весну. А это очень и очень
нежелательно для всех. Еще более
актуальны вопросы "Каким будет
бюджет?" и "Как жить?".
Как
признался на сессии депутат Леонид
Крестьянинов, неделя знакомства с
законопроектом породила в голове
только тяжелые мысли, главная из
которых "Как жить-то вообще?"
Как жили в 1998
году, так и будем жить, успокоил его
и всех Анатолий Козлов. А если
заработает экономика, то будем жить
и лучше…