"Благословляю ту случайность..."
"Благословляю
ту случайность…"
Дина МАДЬЯРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"
Дмитрию
Васильевичу ШЕСТАКОВУ, начальнику
главного управления общего и
профессионального образования
области, исполнилось 60 лет.
Это только
кажется, что жизнь состоит из
бесчисленного множества
случайностей. На самом деле этим
хаосом мудро управляет
дальновидная закономерность.
… Весенним
днем далекого 65-го молодой человек
по имени Дмитрий Шестаков шел себе
по иркутской улице. И совершенно
случайно бросил мимолетный взгляд
на вывеску "Областное управление
профтехобразования". "Будто в
спину меня толкнуло — зайди", —
вспоминает он о том давнем
мгновении. Судьба, выходит, и
толкнула: встретили его приветливо,
и уже через несколько дней, обмирая
от волнения, он входил в класс
одного из ангарских училищ в
качестве нового преподавателя
истории. Так подающий надежды
аспирант ИГУ, блестяще закончивший
(к тому же всего за 4 года)
исторический факультет
университета, круто изменил жизнь и
стал учителем. "Благословляю ту
случайность" — примерно так
относится сегодня Дмитрий
Васильевич к памятному повороту в
судьбе.
Талант, как
известно, в одиночку не ходит. Вот и
у нашего героя, кроме
педагогических способностей, в
скором времени обнаружилась
крепкая организаторская жилка. Из
учителей его перевели в
заместители директора, потом
назначили директором училища. И
дальше ходко пошел он по ступенькам
управленческой лестницы,
добравшись наконец до нынешней
должности — начальника главного
управления общего и
профессионального образования
области. Под его началом оказалось
почти полторы тысяч школ, несколько
педагогических училищ и
техникумов, более 30 тысяч учителей,
свыше полумиллиона учащихся. А если
шире, все мы так или иначе в сферу
его влияния входим: ведь
большинство взрослых — папы и мамы,
бабушки и дедушки тех, кто учится
или учит.
В общем, не
маленькая должность у Дмитрия
Васильевича. Вот только… побольше
бы к ней финансовой власти. А то
ведь реальных рычагов управления
образованием, улучшения его жизни у
начальника ГлавУОПО, увы, маловато.
При этом, учтите, с одной стороны на
него взыскующе смотрит своей брат
учитель, с другой — не менее строгое
начальство — областная
администрация. И получается не
жизнь, а сплошная маета между
молотом и наковальней.
К тому же и
начальствовать в обширной школьной
епархии довелось ему во времена
самые что ни на есть суровые. Всем
известно: подорванная финансовой
бескормицей нива просвещения все
чаще родит сегодня не всходы
разумного, доброго, вечного, а
гроздья забастовочного гнева. В
такую лихую пору по-настоящему
полезным делу может оказаться тот
руководитель, который умеет не
только просить, но и требовать, не
только подчиняться, но и быть
непокорным. В общем, как говорят
французы, сумей сказать все — и не
попасть в Бастилию. Тут-то как
нельзя более кстати оказались
природная сметливость и трезвый ум
нашего юбиляра, доставшиеся ему,
что называется, "от земли":
происхождения Шестаков
деревенского, он потомок крепкого
крестьянского рода. Эти качества не
однажды выручали его, хотя
балансировать порой приходилось на
грани возможного. Кто знает Дмитрия
Васильевича, помнит, к примеру, как
отважно боролся он в 1993 г. за
сохранение системы
профессионально-технического
образования. Тогда в министерских
верхах было принято решение о
передаче училищ в зависимости от
профиля соответствующим
ведомствам. Шестаков сразу понял:
расчленить систему — значит
уничтожить ее. Но надо было убедить
в этом и областную администрацию.
"Я уходил утром в серый дом и не
был уверен, что к вечеру меня не
уволят", — так вспоминает он об
ожесточенных тех дискуссиях с
начальством. И все же убедил,
настоял на своем. Как показало
время, был совершенно прав… Да мало
ли было в его жизни таких вот
рисковых ситуаций, когда
приходилось идти ва-банк.
Разными
гранями обнаруживал себя
организаторский дар Шестакова.
Скажем еще об одной. Он
приспособился средства,
необходимые для поддержания
образования, находить в том числе и
за рубежом. Для этого необходимо,
разумеется, чтобы в дальних тех
краях тебя знали и уважали. Слушать
не переслушать занятные рассказы
Дмитрия Васильевича про то, как
выступал он в качестве "министра
образования Иркутской области"
на международной конференции
ЮНЕСКО; как сидел в театральной
ложе вместе с королем Бельгии; как
здоровался за руку с наследным
принцем Японии… Но для нас с вами
гораздо важнее будничные,
практические результаты
заграничных вояжей "иркутского
министра". А они вот какие: за
последние годы капитально
отремонтирован Черемховской
детский дом и почти заново построен
Усть-Кутский, пятый детдом
заполучил новенький
стоматологический кабинет, ценное
медицинское оборудование передано
Ивано-Матренинской детской
больнице. Все это и многое другое
делалось с помощью Международного
фонда милосердия, в котором
Шестаков — член правления. Сумеешь
доказать фонду необходимость
осуществления той или иной
конкретной программы, и деньги
находятся. Шестаков — умеет. Хоть и
стыдно, честно говоря, что за
деньгами для наших детишек так
далеко ходить приходится.
Чиновник в
Дмитрии Васильевиче не всегда
ладил с учителем. Случалось,
чиновник брал верх, и тогда
обиженные педагоги открыто
критиковали начальника. И все же, по
многолетним наблюдениям,
главенствовал в нем по большей
части учитель, который, умело
используя высокое кресло, трудился,
насколько позволяли
обстоятельства, во благо нашей не
избалованной государственным
вниманием школе.
Впрочем,
уместно ли в нашем юбилейном тексте
засилье глаголов прошедшего
времени? Да, Шестаков-чиновник
уходит в отставку с поста
начальника управления образования
области. Но Шестаков-учитель в
сфере образования остается: он
будет работать в одном из
педагогических училищ. Так что,
поблагодарив за сделанное,
пожелаем юбиляру дальнейших
успехов в работе.