издательская группа
Восточно-Сибирская правда

До чего договорились?

До чего
договорились?

С
таким вопросом обратился наш
собственный корреспондент в
Улан-Баторе Ким Болдохонов к
российским участникам деловых
встреч на монгольской земле

Виктор
БОРОВСКИЙ, генеральный директор
"Иркутскэнерго":


Монгольская энергосистема на 90-95
процентов оснащена оборудованием
российского производства, кадры
прошли обучение в наших же вузах.
Ближайший партнер, способный
оказать техническую и
интеллектуальную помощь, —
"Иркутскэнерго". Имея в
наличии избыток дешевой
электроэнергии, наша фирма через
ФОРЭМ — Федеративный оптовый рынок
электроэнергии и мощностей — имеет
возможность доставить
электричество до любого
предприятия. Монголия получает
нашу энергию по сетям Бурятии. Как
видите, у нас с монголами
генеалогическая связь, оборвать
которую невозможно.

О чем мы
договорились с партнерами в
Улан-Баторе? На обновление и
развитие энергетики Монголии
выделила кредиты Япония. Россия
пока не член Азиатского банка
развития и участвовать напрямую в
реализации данной программы не
может. А косвенно — да. Мы
условились, что на днях главный
энергетик страны Чимид приедет к
нам с портфелем заказов, и мы ему
поможем всем, чем сможем. А
возможности есть. Это — текущие
заботы.

Что касается
перспектив, то Монголии, чтобы
иметь надежное электроснабжение,
пора стоять на двух ногах, а не на
одной. Ведь сегодня в страну
электричество поступает извне
только по одному вводу — через
Гусиноозерск. Необходима вторая
линия. А таковая предусматривается
при строительстве газопровода
Ковыкта-Китай через территорию
Монголии. Есть еще один, более
приближенный по срокам вариант:
построить ЛЭП из Иркутска через
Хубсугул до Эрдэнэта. Этот вариант
с учетом растущей потребности ГОКа
в бесперебойном электроснабжении
очень актуален. Монгольские
коллеги отнеслись к моему
предложению с оптимизмом.

Академик
РАН Гелий ЖЕРЕБЦОВ, заместитель
главы областной администрации по
науке и научно-технической
политике:

Мы провели
несколько встреч с президентом
Академии наук Монголии Чадрой. Оба
не удовлетворены сегодняшним
объемом научного сотрудничества,
который далек от имеющихся
возможностей.

Мы
рассмотрели несколько конкретных
направлений. В комплексной
Хубсугульской экспедиции много лет
работали российские и монгольские
ученые, причем по многим отраслям.
Продолжение исследований по
Хубсугулу чрезвычайно интересно.
Поскольку проблемы озера Хубусугул
и Прихубсугулья есть и проблемы
Байкала. Второе. Несмотря на
катаклизмы последних лет,
продолжают работу геологические
экспедиции. Мы должны ее
интенсифицировать. Весьма
актуальны для обоих регионов
проблемы сейсмики, тектонические
процессы, исследования которых
велись совместно. Их нужно поднять
на качественно другой уровень,
соответствующий новым условиям.
Скажем, борьба с лесными пожарами. В
Институте солнечной и земной
физики действует центр
космического мониторинга, где
достигается раннее обнаружение
очагов огня и принимаются
своевременные меры по их
ликвидации. Такую же работу можно с
успехом проводить и на территории
Монголии. Я передал президенту
Академии наук некоторые образцы
фотоснимков, полученных в
результате космического
мониторинга.

Геннадий
КОМАРОВ, начальник управления
Восточно-Сибирской железной
дороги:

— В эти дни мы
провели совет директоров
акционерного общества
"Улан-Баторская железная
дорога". Совместный совет
состоит из шести членов, по три с
каждой стороны. Кроме текущих
хозяйственных дел, мы обсудили
вопросы дальнейшего
сотрудничества. В наших совместных
планах, в частности, большая
программа обустройства
Трансмонгольской магистрали от
Наушек до Дзамын-Удэ. В феврале 1999
года сюда приедут эксперты, которые
обследуют состояние трассы и
определят объекты и объем работ.
Затем приступим непосредственно к
ремонтно-строительным работам.

Мы
рассмотрели также вопрос о вводе
режима наибольшего
благоприятствования при перевозке
грузов по контрактам, заключенным
между иркутскими и монгольскими
фирмами и компаниями. Речь идет о
снижении железнодорожных тарифов
при бартерных сделках и содействии
торгово-экономическому
сотрудничеству на региональном
уровне.

Я и мой
коллега — начальник управления
УБЖД Р. Раш участвовали во всех
встречах бизнесменов и оперативно
решали ряд их заявок. Скажем,
возникла у монгольских энергетиков
острая нехватка мазута и проблема
его срочной доставки для
электростанций, сегодня 3000 тонн
этой продукции уже отгружаются.

Среди причин,
которые порой сдерживают
эффективное двустороннее
сотрудничество, — таможенные
проблемы. Приведу свежий пример из
нашей практики. Наша дорога по
договоренности с УБЖД предоставила
путеукладчик. Это современная
высокопроизводительная машина,
которой у монгольских коллег пока
нет. И что вы думаете? Мы потратили
полмесяца, чтобы решить с таможней
вопрос о перегоне своим ходом
путеукладчика через госграницу.
Отлично поработав и заслужив
похвалу руководства УБЖД, недавно
экипаж вместе с путеукладчиком
возвратился. А сколько нервов и
времени потрачено зря?

Юрий
ШКУРОПАТ, директор компании
"Востоксибстрой":

— Мы
обстоятельно обговорили с
коллегами из Монгольского союза
строителей задачи взаимодействия.
В ближайшее время создаем
двустороннюю комиссию, которая
будет координировать вопросы
инвестиции, определит объекты
работ, поставки стройматериалов,
обмен проектными разработками…
Монгольские партнеры проявляют
особый интерес к созданию
совместных строительных компаний.
Мы тоже — за. Что же касается
первоначальных объектов — это
модернизация, перевод на
энергосберегающую технологию
крупнопанельных и строительство
индивидуальных домов и коттеджей.
Например, внедренная нами новая
технология уменьшает расходы
электроэнергии более чем в два
раза, а расход воды — во много крат.
Мы строим дома с индивидуальной
системой теплоснабжения, которая
работает на разных видах топлива —
газе, электричестве, каменном
угле… В начале будущего года в
Иркутск приедет делегация ведущих
специалистов из Улан-Батора, и мы
поделимся накопленным опытом и
новейшими разработками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры