издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От одной судьбы к другой

От
одной судьбы к другой

Светлана ЖАРТУН

Что
может произойти, если капризная
старушка захочет увидеть
счастливой свою далеко не молодую
дочь? Многое! Ее желания заставят
ближнего совершать поступки. Из
этих поступков родится любовь.

В областном
театре драмы имени Охлопкова
состоялась премьера спектакля по
пьесе Надежды Птушкиной "Пока
она умирала". Многие театры
России, соскучившись по
современной пьесе, включили эту
комедию в свой репертуар. Радует,
что наш театр обратился к ней одним
из первых.

Может
показаться, что в спектакле в
общем-то смеяться не над чем:
умирает очень пожилая дама, ее дочь
типичная "старая дева" должна
остаться в жизни совсем одна. Но
надежда умирает последней. Чтобы
скрасить последние дни матери, дочь
придумывает сюжет, достойный
хорошей интриги, она приводит в дом
"найденных" ею близких людей —
"жениха" и "дочку".

Так на сцене
начинает рождаться игра —
безобидная, немного наивная и очень
искренняя. Из многочисленных
сюжетных поворотов создается
комедия положений, в которой один
драматургический ход рождает
другой, а откровенно придуманные
ситуации приводят к счастливому
финалу.

Надежда
Птушкина свою пьесу "Пока она
умирала" определила как
водевиль, режиссер Сергей Болдырев
назвал ее лирической комедией. Он
вынес на передний план не комизм
положения, в котором оказались
герои, а человеческие судьбы —
узнаваемые, очень характерные для
нашего времени. Для режиссера было
важно сосредоточить внимание
зрителей на двух судьбах
старомодных интеллигентных дам, их
явной оторванности от
стремительного бега времени,
которое на сцене остановилось в то
мгновение, когда мать начала думать
о своем покое в мире ином, а дочь — о
ее покое при жизни. Заслуженные
актрисы России Людмила Слабунова и
Тамара Панасюк начинают дуэт двух
женщин традиционно бесконфликтно,
на одной монотонно-однообразной
ноте. Но эта монотонность
оборачивается накопившейся
энергией, которая при случае
прорывается неудержимым потоком
фонтанирующих поступков.

К действию
Татьяну, дочь умирающей матери,
подвигает Игорь (заслуженный
артист России Анатолий Басин).
Поддавшись на задушевные уговоры
дочери, он поначалу подыгрывает
безобидной игре, и вдруг понимает,
что в дом этих женщин он шел всю
жизнь.

Как не
хватало в жизни героев остроты
ощущений, как стремительно
начинают пробуждаться в них яркие
чувства, Тамара Панасюк и Анатолий
Басин не преувеличивая, но и не
уменьшая сценического комизма
положения, дежурно начиная игру в
любовь, незаметно для себя
увлекаются ею. Игоря неудержимо
потянуло в уют домашнего очага,
нестерпимо захотелось заботиться
об этих милых женщинах, получая
взамен тепло их сердец. Татьяна,
организовав интригу и стремительно
раскручивая ее, понимает тоже, что
ситуация вышла из-под контроля, —
родились чувства, которые
пробудили у нее надежду на счастье.

Пьеса и
спектакль "Пока она умирала"
могут показаться традиционным
набором сюжетных поворотов,
которые обязательно приведут
героев к счастливому концу.
Привычной логике их поступки не
поддаются. Не надо быть скептиком,
чтобы, глядя на милую атмосферу
дома, безобидные конфликты его
обитателей, подумать: это
неправада, так не бывает; не может
старая дева уверенно вступать в
любовную игру, не может опытный
мужчина "купиться" на
геркулесовую кашу и, в конце концов,
даже очень пожилая дама, не может
верить в правдивость всех
"сюрпризов", которые
преподносит ей дочь.

Да, сюжет
спектакля откровенно придуман. Но
почему так хочется в него верить?
Наверное, потому, что хочется и в
жизни уйти от серой повседневности
быта, поверить в чудо неожиданной
любви и счастья.

Мама в
исполнении Людмилы Слабуновой,
окрыленная появлением в доме
жениха, начинает мечтать дальше:
хорошо, чтобы в уюте семейного
очага зазвучали детские голоса.
Правда, с учетом времени, они должны
быть далеко не детскими. Так, в
спектакле появляется четвертый
персонаж — дочь Дина, роль которой
исполняет актриса Марина Елина.
Дина — создание шумное, энергичное,
склонное к неожиданным поступкам.
Она явно диссонирует с поведением и
характерами двух дам и даже
"пришельца" Игоря. Но любовь
слепа: бабушка все видит только в
розовом цвете, все понимает и
прощает: лишь бы дом вновь не
оказался пустым. Грубая активность
продавщицы Дины становится еще
одой краской комедии положений.

Последнее
действие спектакля может
показаться откровенной буффонадой:
Деды Морозы, один из которых на
костылях, появляются на сцене один
за другим, принося в качестве
подарков родство своих душ. Дина
объявляет, что ждет ребенка, Игорь,
почувствовав себя главой
семейства, обещает отправить всех
отдыхать на дачу в Испании. Что
может быть нелепее для семьи,
которая Канары путает с канавами?
Но вспоминается вдруг: "Человек
рожден для счастья, как птица для
полета", и кажется, что
одиночество одних обязательно
притягивает другое одиночество, и
объединенные вместе, они наконец-то
смогут обрести душевный покой.

Сюжетная
надуманность пьесы, рассчитанная
на безудержный смех, в спектакле
обретает черты доброй улыбки.
Зрительный зал наполняется
энергетикой веры в то, что счастье
возможно. Глядя на искренность
актеров, хочется забыть о ее
сказочности и уйти вместе с героями
в мир иллюзий, стать сопричастным
надежде, с какой они верят в добро.

Атмосферу
настоящего домашнего очага
помогает создать в спектакле
художник — заслуженный деятель
искусств Александр Плинт. Не
мудрствуя лукаво, он в центре сцены
размещает абажур, комнату
обставляет простыми и
традиционными предметами, глубину
пространства заполняет
очертаниями многочисленных окон с
мерцающими в них огоньками.
Вглядываясь в эти декорации,
вспоминаешь пьесы Арье, Володина,
Арбузова — авторов, которых
интересовали не глобальные
социальные проблемы, а
обыкновенные люди, погруженные в
личную жизнь, сосредоточенную на
метражах уютных квартир.

Надежда
Птушкина в пьесе "Пока она
умирала" продолжила традиции
советской драматургии
семидесятых-восьмидесятых годов,
герои которой живут в наше время, по
сути оставаясь такими же милыми
чудаками, как в добрые времена
прошлого. А собственно, что
изменилось в проявлении
человеческих чувств? Остаются
неизменными главные ценности
личности — порядочность, добро,
любовь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры