Гиб-гиб... Да-да?
Гиб-гиб…
Да-да?
Почти
четыре месяца прошло после
принятия нового закона о
реформировании ГАИ. Что же
изменилось в работе службы с
неблагозвучным названием ГИБДД,
как складываются теперь
взаимоотношения извечных
"соперников" — водителя и
автоинспектора — и чем стала
дорога: местом бурных проявлений
любви между участниками дорожного
движения или полем брани и битвы?
Разобраться
в этом нам помогут результаты
опроса общественного мнения,
проведенного Госавтоинспекцией
Иркутской области. В нашей газете,
кстати, была опубликована анкета
для автолюбителей. В ходе
мониторинга было опрошено 276
водителей и 100 инспекторов ДПС.
Конечно, это малая толика огромной
армии участников движения, но
некоторые закономерности видны и
из этого числа отвечавших на
вопросы.
Например,
выяснилось, что:
1. 34
процента водителей контактируют с
инспектором несколько раз в месяц,
29 процентов — очень редко.
2. 161
человек, или около 60 процентов
водителей, уверены, что работники
дорожно-патрульной службы
останавливали их для проверки
документов, и лишь 21 процент
опрошенных объясняет остановку
нарушением ими Правил дорожного
движения. Хотя сами инспектора
отмечают, что останавливают
транспорт только за НПДД или по
ориентировке (72 процента). И все же 12
процентов из них по-прежнему
останавливает транспорт для
досмотра, проверки документов,
состояния водителя, что запрещено
новым приказом.
Сразу
отметим, что седьмой вопрос анкеты,
касающийся сути реформирования
инспекции (защите законных прав и
интересов участников движения), а
не знают 11 процентов инспекторов,
представляют ошибочно — 31 процент.
Водителей, правильно
представляющих смысл
реорганизации ГАИ, еще меньше — 118
человек.
3-4.
Больше половины водителей
устраивает форма обращения к ним
инспектора. 40 процентов считает,
что милиционер вежлив с ними, 45 —
отмечают безразличие, и лишь 7
процентов уверены, что инспектор
груб с ними. Сотрудники ДПС в 11
случаях отмечают хамское поведение
водителей по отношению к ним, 26
процентов заискивают перед
человеком в форме, 28 процентов
опрошенных водителей спорят,
отстаивая свою правоту, но
большинство нарушителей (31 процент)
соглашается со своей виной.
5.
Также большинство водителей
считает, что требования инспектора
по отношению к ним правомерны, на
этот вопрос утвердительно ответил
41 процент сидящих за рулем; 75
процентов инспекторов в спорной
ситуации старается убедить
водителя в том, что он — нарушитель,
отпускают водителя без штрафных
санкций 14 процентов инспекторов и
лишь 8 процентов все равно
оформляет нарушение.
6.
Для 56 процентов водителей лучше
всего на дороге — законопослушный
инспектор, 34 процента не прочь дать
взятку работнику правопорядка,
хотя, как отмечают инспектора ДПС,
лишь в 6 случаях водители
предлагали "мзду" за
благоприятный исход дела.
8.
Подавляющее число блюстителей
закона на дороге отмечает, что
основная причина нарушений — в
недисциплинированности водителей.
22 человека считают, что наказания
за это слишком мягки.
9.
Разброс мнений по изменению работы
ГИБДД очень большой — от
"никаких" (31 процент) и
незначительных (41 процент) до
"очень сильных" (15 процентов). С
другой стороны, парадоксально
мнение личного состава инспекции: 63
процента считает, что изменение в
работе только ухудшит существующее
положение или ничего не изменит (25
процентов).
10. В
своих пожеланиях водители
предлагают инспекторам не гнаться
за количеством выявленных
нарушений, не прятаться в кустах, а
помогать им и информировать.
Желательно поднять зарплату,
обязательно — соблюдать закон и
уважать достоинство.
Предложения
сотрудников ДПС традиционны:
обеспечить для работы техническими
средствами, транспортом и
обмундированием. Вовремя
выплачивать зарплату. Вернуться к
балльной системе наказания за НПДД.
Комментарий
журналиста.
Лозунг
"Доверие и безопасность" не
стал принципом взаимоотношений
водителя и инспектора. Некоторая
часть участников дорожного
движения нововведения в работе
ГИБДД посчитала послаблением для
себя: с запретом останавливать
транспорт для проверки документов
труднее стало выявлять водителей,
управляющих им без документов или в
состоянии алкогольного опьянения.
И, как
следствие этого, обостряется
другая опасная тенденция. И она,
знаю, очень сильно заботит
управление областной
автоинспекции. Увеличивается
количество дорожных происшествий с
пострадавшими, при которых
виновные в ДТП водители скрываются.
Подобных
происшествий только в одном
Иркутске за 9 месяцев этого года
произошло 417. Вдумайтесь: по
статистике около 2 раз в день
виновники аварий оставляют свои
жертвы умирать на асфальте!
Автоинспектора, конечно, делают все
возможное, чтобы найти
преступников, но вопрос — "как
можно?" — все-таки адресован
больше к нам. Водителям.
Так же, как и
другой вопрос — о реформировании
ГАИ. Принимали участие в обсуждении
закона, ожидали глобальных
перемен… А оказалось,
радоваться-то особо и нечему. Почти
по Черномырдину: хотели, как лучше,
а получилась… ГИБДД".
Нам не надо
было, чтобы ГАИ повернулась лицом к
водителю. Надо было это лицо видеть
как можно реже. Надо было, чтобы
автоинспектора занимались
организацией движения, делали его
упорядоченным и безконфликтным.
Надо было сделать так, чтобы
функцией инспекции была
доказательная фиксация нарушений,
а наказание за это нарушение
назначал бы другой орган.
Независимый от ГАИ. Тогда бы
исчезли подозрения к инспекции во
взяточничестве и поборах. Этого не
произошло…
Тогда почему
же этот неудобный и непрестижный
(даже по оценке самих инспекторов в
анкете) закон был принят? Ответ,
наверное, напрашивается: он
выгоден.
По оценке
журнала "За рулем", а он, в свою
очередь, черпал информацию из недр
Минюста РФ, все это переименование
с последующей перекраской всех
патрульных машин, сменой формы
инспекторов, заменой печатей и
бланков ГАИ будет стоить около 70
миллионов рублей новыми.
Но армия
водителей в масштабах страны
гораздо больше дивизии
инспекторов. И если подсчитать еще
одну замену, теперь уже документов
водителей: техпаспортов,
удостоверений, естественно, за
деньги, то это принесет еще одну
цифру — 600 миллионов рублей.
Конечно, из нашего кармана.
Почти по
Высоцкому:
"Люди
понимающие
Ездят на горбатых,
На горбу катающие,
грезят о зарплатах".
И вопрос о
том, кому это выгодно, останется
чисто риторическим.
Геннадий
АПРАНОВИЧ, "Восточно-Сибирская
правда".