Для голодного сытый -- богач!
Для
голодного сытый — богач!
— Не нравится
работать без зарплаты — вас тут
никто не держит! — выпалила в
сердцах наиболее ходовую нынче
мысль руководитель школы своим
учителям, которые осмелились
напомнить о своем бедственном
положении.
— А вам,
значит, нравится работать без
зарплаты? Вы властью упиваетесь! —
возразили ей подчиненные.
— Хватит вам
дурацкие вопросы задавать, —
снизила тон директриса. — Мы,
учителя — последняя нравственная
опора страны. Не нам же бунтовать.
— Но без
денег все труднее и труднее быть
нравственными!
Человек
интеллигентный и добрый,
рассказывая мне этот диалог, все
никак не мог взять в толк: "Как
они могут с последней опорой и
надеждой так унизительно
поступать?". Но тут же давал
точный ответ: "Если так поступают
— значит могут!". И несколько дней
спустя поведал, как унизили
педагогический коллектив еще
больше. Оказывается, в школе выдали
из долга по сто рублей. Выдали не
потому, что совесть проняла, а
потому что умер в школе коллега, и
по давнишней традиции учителям
предстояло сброситься на похороны.
"А мы ведь радовались этим
деньгам, полученным за счет горя
других. Мы перестаем уже уважать
себя, позволяя превращать себя в
послушное быдло", — к такому
печальному выводу пришел знакомый
педагог.
А в это время
в стране идут споры — какое
общество строит русский народ. В
расчет не берутся лукавые
черномырдинские слова
"социализма мы не строим, а к
капитализму не идем",
укрепленные пустомельством
ельцинского трюизма "мы создаем
новую политическую систему",
потому что опыт жизни уже определил
российское общественное
обустройство как крепостной
капитализм. А как иначе можно
расценить нещадную эксплуатацию
наемного труда, который в итоге
оказывается бесплатным, по сути
отражающим в себе основу русской
барщины. Современная
государственная школа — наглядное
тому подтверждение. К этому еще
надо приплюсовать здравоохранение,
коммунальное хозяйство, сферу
культуры, заботу о которых должно
проявлять государство, от имени
которого говорит президент,
губернатор, мэр. Я уже не говорю о
тех предприятиях, где ловкие
директора присвоили труд рабочих и
теперь даже через суд не
рассчитываются с людьми.
— Эко ты
через край хватил — крепостной
капитализм, — попытался оспорить
мое виденье современной ситуации
сторонник западных образцов
экономики и политики. Увы,
ослепленность материальной
результативностью общества
массового потребления не позволяет
многим соотечественникам заметить,
что, когда Россия пытается сделать
свою жизнь, как у них, то получается
еще хуже, чем было до этого у нас.
Так проявляется тот самый особый
русский путь.
Я человек
вроде бы начитанный и из романа
Ремарка "Три товарища" знаю,
что, когда в Германии был кризис, то
зарплату выдавали дважды в день,
чтобы рабочие могли на
девальвирующиеся деньги успеть
купить хоть какой-то товар. Для
этого делали специальные перерывы
в работе на час. У нас же зарплату
выдают один-два раза в год…
Колоссальные
задержки выплат сохраняются на
печально знаменитом
"Братсккомплексхолдинге".
Даже судебные тяжбы коллектива с
работодателем не помогли разрешить
застарелую проблему… Но вот
недавно открываю многотиражную
газету "Братский лесохимик" и
глазам своим не верю: теперь в ней
из номера в номер печатается
"доска почета". Как при
социализме, местные журналисты
помещают фотографии и подробно
рассказывают о лучших работниках
комплекса. О тех самых работниках,
которым хозяева комплекса при
соглашательской позиции профсоюза
задолжали значительные деньги, а
если и погашают, то из собственного
магазина, где цены гораздо выше, чем
на рынке. Так рождается новый вид
отечественного холопства и
барства. А если отъехать от Братска
и заглянуть в самые отдаленные
леспромхозы, то на такой
экономический беспредел
напорешься, что жутко станет. Люди
работают за продукты, порой не
самые свежие, ходят на работу в
рванье. Шутка, имевшая хождение при
социализме "Я начальник — ты
дурак. Ты начальник — я дурак!",
воплощена в жизнь.
— Строю дом.
Дела идут туговато, — рассказывает
мне знакомый, человек, не безбедный.
— Раньше было просто. Отловишь на
дороге кран, грузовик, выполнишь
работу, рассчитаешься с мужиками, и
все довольны. Теперь шоферы
"калыма" боятся. Застукают —
уволят! "Иди к начальству", —
говорят. И действительно — теперь у
начальника можно заказать любую
работу, только плати. Плати,
конечно, начальнику, а рабочему не
смей даже рубля дать. Нечего,
дескать, баловать. Недавно бурил во
дворе скважину под воду. Несколько
дней работали спецы. Ночевали тут
же, бензин экономили, ели хлеб и
кильку из банки. Спросил у них,
сколько за работу им положено.
Оказалось, по триста рублей. А я
начальнику, минуя кассу, в руки
отдал 15 тысяч.
Какое
жлобство, возмущался новый русский,
который тоже ведь на ком-то нажил
свои богатства, но абстрактного
человеколюба в себе еще не
растоптал.
Но это все на
словах. На практике крепостной
капитализм все сильнее и сильнее
пускает корни в российскую
повседневность. Как-то на собрании
мелкие акционеры спросили своего
директора, как он умудряется жить
без зарплаты, о чем постоянно
напоминает своим рабочим.
— За счет
командировочных, — не моргнув
глазом, ответил директор, который
действительно чаще бывал в столице
и за рубежом, чем на родном
приватизированном предприятии.
Опешившие от
такой циничности работяги ничего
не сказали в ответ своему
директору. Кто ездил в командировки
раньше, и особенно сейчас, знают,
что на жалкие суточные не прожить.
Но у новых русских свои
командировочные тарифы. Мне как-то
попался на глаза авансовый отчет
одного начальника после поездки —
хватило бы зарплаты на целый цех.
Примеры
можно множить и множить, но это
пусть сделает вдумчивый читатель. А
мне кажется, что рановато гений
русской словесности Антон Павлович
Чехов дал своим соотечественникам
совет: выдавливать из себя по капле
раба. В эпоху, когда голодному даже
сытый кажется богачом, с рабскими
чувствами легче будет прожить в
обществе крепостного капитализма,
поскольку в России, даже в
отдаленном будущем, вряд ли
возможно, чтобы большинство стало
богатым и свободным. Скорее всего,
многих из нас ждет путь всеобщего
обнищания и массового прогибания
спин.
Век
сгорает в кострище великих идей,
И российский народ убеждается
лично:
Та лишь вера сильна среди ловких
людей.
Кою можно легко обналичить…