Долговая яма может оказаться пропастью,
Долговая
яма может оказаться пропастью, если
не удастся пополнить областную
казну
В среду,
когда Евгений Примаков знакомил
Совет Федерации с антикризисной
программой и просил о поддержке,
сессия Законодательного собрания
Приангарья утвердила основные
направления областной бюджетной и
налоговой политики, принципы
формирования и взаимоотношений
местных бюджетов на 1999 год.
Областные
депутаты только догадывались, о чем
скажет премьер-министр, но эти
догадки были малоутешительны: если
помощь из центра и придет, то очень
незначительная. А потому вылезать
из долговой ямы, которую один из
депутатов назвал пропастью,
придется самим.
Что
предложено в основных направлениях
бюджетной и налоговой политики?
Формировать доходную и расходную
части бюджета в условиях
действующей налоговой системы и
бюджетного законодательства
России. Усилить государственное
регулирование экономики путем
реструктуризации задолженности
предприятий по обязательным
платежам в областной бюджет.
Сократить объемы расчетов бартером
и различного рода суррогатами.
Применять зачетный механизм
налоговых обязательств
предприятий и организаций только
по областным и местным налогам.
Политика налоговых льгот будет
осуществляться для ограниченного
круга предприятий социально
значимой направленности.
Большое
внимание уделяется повышению
эффективности управления
областной собственностью для
получения максимального объема
дивидендов и принятию мер для
улучшения работы унитарных
предприятий.
Среди других
пунктов — реструктуризация
задолженности предприятий перед
бюджетом по ссудам, выданным из
областного бюджета и федерального
фонда завоза товаров в районы
Крайнего Севера, путем отмены
штрафных санкций при условии
погашения суммы основного долга и
процентов по нему.
Внутренние
заимствования будут проводиться
исключительно для инвестиционных
целей, на погашение кассовых
разрывов, завоза продовольствия и
ГСМ на Север. Размещать и погашать
областные облигационные займы
будут без проведения
дополнительной эмиссии, чтобы
снизить объемы заимствований
областного бюджета.
Предполагается
поэтапно утверждать порядок
формирования минимальных бюджетов
на социальные нужды на основе
системы социальных норм и
финансовых нормативов,
обеспечивать приоритетное
финансирование социальной сферы и
социальных программ.
Продолжится
сокращение сети бюджетных
учреждений, их штатная численность,
будут введены лимиты на
потребление воды, тепловой и
электрической энергии.
Территориям
с дотационными бюджетами придется
ограничить себя в дополнительных
расходах и привлечении кредитных
ресурсов.
Областной
бюджет будет формироваться с
дефицитом в пределах 10%. Бюджеты
дотационных территорий должны
строиться на бездефицитной основе.
Депутаты не
приняли предложение администрации
определить расходы на содержание
органов государственного и
местного управления в размере до 5%
от доходов соответствующих
бюджетов. Расходы будут
определяться в соответствии с
федеральным и областным
законодательством. Сегодня же их
разброс от 1,4% в Ангарске до 14,4% в
Иркутском районе. Пятнадцать
территорий перевалили за
предлагавшийся администрацией
пятипроцентный барьер.
Областная
власть столкнулась еще с одной
проблемой: не хватает денег на
содержание управленческих
аппаратов. Избранные в этом году
мэры легко для себя, но
обременительно для местных
бюджетов расстались с командами
своих предшественников. Помогли
подчистить казну и льготы для
бывших мэров, предусмотренные
областным законом "О
муниципальной службе". Так,
выходное пособие мэра Братска
Ивана Невмержицкого составило
почти 450 тысяч рублей, а в целом по
братской администрации — 940 тысяч.
Всего же налогоплательщики городов
и районов, где прошли выборы,
отстегнули ушедшим в отставку
чиновникам 6,5 млн. рублей. Нетрудно
посчитать, сколько врачей и
учителей могли получить хотя бы
месячную зарплату.
Кредиторская
задолженность по дотациям
территориям, по зарплате и детским
пособиям стала на сессии предметом
спора между законодателями и
чиновниками администрации.
Депутатов удивило, что в проекте
документа отсутствовало положение
о порядке ее погашения. Еще больше
они удивились тому, что дотационные
территории должны погашать ее за
счет сверхплановых поступлений
собственных бюджетов. Депутаты
понимают, что долги по пособиям и
зарплате бюджетному люду — большая
мина под бюджет-99. Но возвращать их
надо. Народные избранники давно
смирились с мыслью, что почти 90%
бюджета следующего года уже
проедено и речь идет только о том,
как увеличить доходы, а
соответственно — и текущие расходы.
Один из
дополнительных источников дохода
депутаты видят в принятом законе
"О налоге с продаж", который
вступит в действие с 1 ноября.
Только в этом году, согласно
расчетам областной администрации
(а они внесены в виде доходных
поправок в бюджет-98), города и
районы должны собрать более 55 млн.,
областной бюджет — 24,8 млн. рублей.
Но с его вводом отменяются такие
налоги, как сборы на нужды
общеобразовательных учреждений, на
право торговли, за выдачу ордера на
квартиру, на уборку территорий, на
право торговли винно-водочными
изделиями, налог на перепродажу
автомобилей и лицензирование
отдельных видов деятельности.
Надо
заметить, что в Иркутске за счет
сбора на право торговли сумели
построить новый рынок. В других
местах от перечисленных выше
налогов больших денег не нашли.
Не будут
облагаться налогом с продаж ряд
продуктов первой необходимости,
детская одежда и обувь, моющие
средства отечественного
производства, лекарства,
жилищно-коммунальные услуги и т.д.
Перечень товаров и услуг внесен в
закон, поэтому депутаты с легкостью
пошли на его принятие. Их беспокоит
лишь то, что механизм сбора налога
пока недостаточно прописан.
Поэтому сколько удастся собрать
денег, еще под вопросом. Но
конкретные суммы уже вписаны в
измененный на сессии бюджет 1998 года
и распределены.