Игра воображения, запечатленная на полотне
Игра
воображения, запечатленная на
полотне
В залах
художественного музея на улице
Карла Маркса открылась выставка
работ членов Иркутской организации
Союза художников России, которая
отмечает в эти дни свой
шестидесятипятилетний юбилей.
На ней
представлено около трехсот работ
более ста художников области. Все
они индивидуальны, ни одна не
похожа друг на друга. Глядя на это
великолепие цветов, красок,
техники, эстетических направлений,
кажется, что закружится голова,
зритель не сможет различить среди
всего разнообразия картины
мастеров и работы талантливых
молодых художников. Ходить по залам
музея можно часами, удивляясь
оригинальности решения экспозиции.
Художники,
разгуливая по залам музея, казались
отстраненными, но зрители
собирались именно там, где авторы
стояли у своих работ:
вопросы-ответы, снова вопросы и
размышления о смысле и назначении
искусства, о порывах души,
будоражащих воображение художника.
Анатолий
Алексеев, Виталий Рогаль, Анатолий
Костовский, Виталий Смагин — эти
мэтры не только сибирской, но и
отечественной живописи вновь
удивили и восхитили зрителей
самобытным видением мира красоты в
пейзажах, внутренним содержанием
человека в портретах. Настроение,
атмосфера, иллюзорность и реалии
предметов, изображенных авторами,
отличаются особым вдохновением,
ощущением тонких материй,
уверенной манерой письма.
Заставляет
остановиться и долго вглядываться
работа Галины Новиковой "Портрет
Марка Сергеева". В ней художница
сумела отобразить романтическое
состояние души поэта, его
интеллект, какую-то особую
интеллигентность, задушевность и
доброту.
У картин
Сергея Элояна "Байкальские
камешки" и "Преподобный Сергий
Радонежский" чаще других
останавливались студенты
художественного училища. Они
подолгу изучали технику, в какой
выполнены эти работы, удивляясь
тайнам коллажей, атмосфере
воздушной легкости.
Александр
Шпирко выставил эскизы костюмов и
декораций к спектаклю областного
театра драмы "Звезда
адмирала", отразив в них
изящество манер, красоту и
элегантность дам, выправку
офицеров предреволюционной России.
Сергей Казанцев в картине "Ночь
на Покрова" выразил экспрессию
движения, ощущение тревоги и
масштаб космического соединения
человека с природой.
Чертежи
дизайнерских разработок
выставочного зала художественного
музея представил к экспозиции
замечательный Борис Бычков,
дополняя их фрагментами, наглядно
демонстрирующими, какие прекрасные
преобразования могут произойти в
музее после выполнения этих
художественных работ (он
специально заострил внимание на
технологии — авось, кто-нибудь
захочет профинансировать их).
Привлекло
внимание новое имя на выставке —
Валерий Ерофеевский, который
недавно перебрался в Иркутск из
Улан-Удэ. На его картине "Где твой
дом, человек?" женщина движется
зимой вдоль торосовой ажурности
берега Байкала,
застывше-вздыбленной пены его волн.
Она изображена спиной к зрителю — с
костылем и, видимо, застуженными
ногами, плохо подчиняющимися своей
хозяйке. Голубовато-белый колорит
работы создает атмосферу звенящего
холода, бездны одниночества
человека, беспомощного перед
властной мощью природы. В этом
безмолвии холода женщина идет в
никуда…
По-прежнему
интересны работы художников
Владимира Тетенькина, Александра
Шелтунова, Геннадия Кузьмина,
Виктора Мироненко, Евгения
Монахонова, Николая Вершинина,
Николая Башарина. Влюбленные в
Сибирь, ее надменное величие зимой
и жаркое многоцветие красок летом,
они как бы соединяют свое видение
мира с одухотворенной красотой
природы.
Работы
мастеров прикладного жанра
дополнили выставку изяществом ваз,
блюд, скульптурных композиций.
Например, Наталья Рубцова в блюдах
"Вспоминая берег южный" и
"Старая яблоня"на контрастах
цветовых решений подчеркнула
бренность жизни и отпущенный ее
земному кругу срок. Лев Сериков в
фигурах "Соломея" и
"Одиночество" предоставляет
возможность зрителям насладиться
красотой обнаженного женского
тела, передавая в застывших
движениях настроение и душевное
состояние своих героинь. Ольга
Корепанова выставила серию
глиняных миниатюр с общим
названием "Каменный век", в
которой она уводит нас в
причудливый мир оборванных форм,
сломанной недосказанности
предметов, ностальгической
целостности композиций,
составленных из отдельных
фрагментов археологических
экспонатов, восстановленных
воображением автора.
К своему
шестидесятипятилетию Союз
художников готовился: на выставку
отбирались лучшие работы лучших
мастеров, справедливо
распределялось внимание между
мэтрами и молодыми художниками.
Наверное, поэтому ее ритмы, часто
контрастные, смотрятся неожиданно:
реализм мирно соседствует с
абстракционизмом, романтизм — с
бытописанием, импрессионизм — с
мерной статикой застывших форм. А
все вместе это составило праздник
искусства иркутских мастеров,
имена которых часто широко
известны не только в России, но и
далеко за ее пределами. Не случайно
один из выступающих на открытии
выставки привел в пример
впечатления народного артиста
России Михаила Ульянова, который,
посещая многочисленные выставки,
из всего разнообразия работ
обязательно узнает иркутскую
школу: у нее есть особая экспрессия,
техника письма, неповторимое
соединение красок, но главное —
тема. Тема любви к Сибири.
Остается
сожалеть, что на областной выставке
представлены работы в основном
иркутян. Не смогли принять в ней
участие художники из
Усолья-Сибирского, Ангарска,
Усть-Илимска, Саянска, не говоря о
Маме или Бодайбо. Причина?
Наисовременнейшая — не нашли
средств на поездку, оформление
работ. Этот вечный контраст:
материальная бедность художника и
богатство его духовного мира. Когда
же победит гармония и быт не будет
заставлять мастера думать о хлебе
насущном, сетуя на
неблагосклонность судьбы?..