Монголия: отклонен третий кандидат в премьеры, кризис власти обостряется
Монголия:
отклонен третий кандидат в
премьеры, кризис власти
обостряется
Великий
государственный хурал (парламент) с
разницей в один голос отклонил
кандидатуру Р. Амаржаргала на пост
монгольского премьера. 37-летний
экономист, ныне исполняющий
обязанности министра внешних
сношений, уже третий кандидат, не
прошедший парламентскую процедуру
в течение августа.
Как
сообщалось, 24 июля правительство во
главе с Ц. Элбэгдоржем, не
проработав и трех месяцев по
настоянию депутатов от МНРП,
поддержанных некоторыми социал- и
национал-демократами, было
отправлено в отставку. Кстати, это
было второе правительство,
сформированное парламентским
большинством — коалицией
"Демократический союз" и
получившее вотум недоверия.
Формирование
третьего премьера и кабинета
министров из демократов проходит
весьма болезненно. Вначале
коалиция "Демсоюз",
пользующаяся правом выдвижения
кандидатуры председателя
правительства и его состава, лишь
на 19-й день назвала имя претендента
— Да. Ганболда, просрочив
отведенные на эту процедуру
максимум две недели. За этим
кроются, среди ряда причин,
появившиеся в последнее время
борьба и противоречия внутри
коалиции "Демсоюз" за большее
число министерских портфелей в
будущем кабинете и во властных
структурах страны в целом.
Однако
президент отклонил кандидатуру Да.
Ганболда, выдвигавшуюся коалицией
пять раз. По мнению
государственного лидера, у
экс-вице-премьера и нынешнего
председателя постоянного комитета
ВГХ по экономике, коим был и
является Да. Ганболд, много
служебных и иных погрешностей, за
что его имидж в обществе невысок.
Н. Багабанди,
пользуясь конституционным
президентским правом, выдвинул
кандидатом в премьеры 36-летнего
парламентария и бизнесмена До.
Ганболда. Он один из активных
молодых политиков, взошедших на
новой демократической волне конца
80-х и начала 90-х годов. Но
руководство коалиции
"Демсоюз" его не приняло. Одна
из причин, очевидно, заключается в
том, что До. Ганболд, будучи не
согласным с политикой
правительства Ц. Элбэгдоржа,
возглавил группу депутатов от
коалиции "Демсоюз" и вместе с
парламентариями от МНРП сыграл
решающую роль в его отстранении.
Обсуждение
кандидатуры Р. Амаржаргала на
пленарном заседании Великого
хурала было недолгим, так как
фракции этому вопросу накануне
посвятили целый день. Лидер МНРП
мнение фракции парламентского
меньшинства выразил так:
"Предыдущий кабинет министров
был отправлен в отставку в полном
составе. Поэтому выдвигать в
премьеры любого из тех, кто в нем
состоял, принципиально
неправильно, точнее — это есть не
что иное, как содействовать
дальнейшему углублению
политического кризиса". От себя
заметим, что такой подход вряд ли
логичен.
Депутат Л.
Лувсан-очир задал вопрос, считает
ли Амаржаргал правильным или
ошибочным решение правительства об
отстранении от должности
генерального директора ГОКа
"Эрдэнэт", события вокруг
предприятия, которые будоражат
монгольское общество более месяца?
Ответ был лаконичным и
дипломатичным: "Вопрос должен
быть разрешен только в рамках
закона".
Парламентарий
М. Зэнээ, известный своими
неординарными и категоричными
суждениями, отметил, что
"Амаржаргал — приятный, вежливый,
общительный молодой человек.
Однако, предложив его на такой
высокий пост сегодня, коалиция
фактически оказала очень плохую
услугу в его будущей политической
карьере".
На этом
обсуждение кандидатуры
закончилось. Результаты тайного
голосования выглядели так: из
принявших участие 72 депутатов
проголосовали "за" — 35, против
— 36. Сам претендент в голосовании не
участвовал, хотя за ним такое право
сохраняется. Если бы Амаржаргал
проголосовал "за себя", то
итоги выглядели, 50 процентов на 50, и
тогда нужно было бы проводить
второй тур. Тогда чаша весов,
возможно, перевалила бы в его
пользу. Наблюдатели задаются
вопросом: что стоит за таким шагом
претендента — нерешительность или
скромность? Большинство
усматривает в этом порядочность
Амаржаргала.
Затянувшийся
процесс и нарушенные сроки
формирования правительства (по
Конституции на это отводится до 30
дней, которые уже исчерпаны) имеют,
по мнению аналитиков, ряд причин
политического свойства.
Во-первых,
правительственный кризис есть
выражение борьбы между
парламентскими фракциями
большинства (коалицией
"Демсоюза" — 49 мандатов из 76) и
меньшинства (26 депутатов от МНРП).
Последние после победы на выборах в
двух избирательных округах (вместо
выбывших депутатов) имеют более
одной трети депутатского корпуса, и
их роль усиливается. Потому как при
блокировании ими тех или тных
вопросов не обеспечиваются две
трети голосов, а это означает, что
парламент неправомочен принимать
некоторые законы и решения. Понимая
эту новую раскладку сил, фракция
МНРП действует все настойчивее для
реализации политики своей партии.
Во-вторых, в
действиях правящей коалиции
"Демсоюз", отстраненного, но
временно функционирующего
правительства с одной стороны и
президентской команды с другой по
вопросам формирования кабинета
министров, по некоторым другим
крупным вопросам (к примеру, по ГОКу
"Эрдэнэт") прослеживаются
полярные позиции, переходящие в
противостояние. И каждая из сторон
стоит за свои интересы
бескомпромиссно.
В-третьих,
так стремившаяся к
правительственному рулю команда во
главе с Ц. Элбэгдоржем и всего два
месяца спустя неожиданно
отправленная в отставку, конечно
же, хочет всячески продлить время
своего правления. Она, вне сомнения,
инициирует, сознательно оттягивает
назначение нового премьера и
кабинета. Ц. Элбэгдорж на последней
встрече с журналистами без
обиняков заявил о том, что , он
считает, "уйдет в отставку один
премьер, а министры должны
оставаться на своих должностях, о
чем намерен сделать официальное
предложение". Свою карьеру
Элбэгдорж продолжит, по его словам,
как политик. Он является лидером
Монгольского демократического
союза, Национальной
демократической партии, очевидно,
он вернется и на должность
вице-спикера парламента.
А пока
отстраненное, но исполняющее свои
обязанности правительство гласно и
демонстративно показывает свою
энергичную работу по решению
насущных задач, стоящих перед
страной.
Президент Н.
Багабанди торопит руководителей
правящих партий — МНДП и МСДП —
выдвинуть для согласования с ним
очередного кандидата в премьеры. В
течение 14 дней претендент должен
быть представлен Великому хуралу
для утверждения.
Если же
парламент сделать это не в
состоянии, то станет вопрос о его
самороспуске, чего добивается МНРП
и требует уставшая от
политического кризиса часть
монгольской общественности.