Депутаты "в законе?" А почему бы нет?
Депутаты "в
законе?" А почему бы нет?
Владимир
МАРЧЕНКО, военнослужащий
Как-то
незаметно в повседневный обиход
вошло паучье слово
"коррупция". В представлении
простых граждан слово
"депутат" начинает
приобретать совершенно
неожиданное смысловое значение,
которое намного шире первозданной
девственности, или, если хотите,
беспорочности этого слова.
Политика становится не только
грязной, но и кровавой.
Возникает
вопрос: как могло случиться, что
лица с криминальным прошлым и
настоящим, лица, не пригодные к
занятию высоких постов по своим
профессиональным, личным и деловым
качествам, а может быть и по
состоянию здоровья, попали и
попадают в число тех, которым
государство и народ доверили свою
судьбу?
Действующее
законодательство предполагает
лишь два пути к власти — назначение
и избрание. Наше законодательство
не предусматривает права
наследования или приобретения
государственной или выборной
должности. Избираем мы, а назначают
те, кого мы уже избрали. При этом
избираем мы по тем законам, которые
разработаны и приняты нашими же
избранниками. Кто-то может сказать:
сами избрали, сами и расхлебывайте.
На первый взгляд, и возразить-то
нечего. А если взглянуть поглубже,
возникает вопрос, имеет ли
государство и общество действенный
механизм защиты от избрания на
высокие посты указанных выше лиц?
Достаточно
ознакомиться с Федеральным законом
"О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации",
чтобы всякие сомнения исчезли, —
такого механизма нет.
Спросим себя:
кому же выгодно такое положение,
когда отсутствует упомянутый
механизм защиты? Ответ
напрашивается сам собой: в
определенной степени избираемым,
т.е. тем, кто после избрания будет
обладать соответствующими
полномочиями. Это выгодно и тем
структурам, которые обеспечивали
избрание нужных именно им людей.
Очень показательной в этом
отношении является заметка,
опубликованная в газете
"Известия" (N 200 от 21.10.1997 г.) в
рубрике "От наших
корреспондентов и информационных
агенств" под заголовком
"Депутатом сделают любого", в
которой говорится: "Одна из
тюменских консалтинговых фирм за
десять тысяч долларов обещает
сделать депутатом любого жителя
Тюменской области, передали
Европейско-Азиатские новости. Она
берется организовать выдвижение
кандидата и сбор подписей в его
пользу, подготовить предвыборную
программу и рекламные
материалы…". Не правда ли, как
просто? Заплатил десять тысяч
зеленых, и уже депутат, уже власть и
все сопутствующее. А цена
прямо-таки смешная, ведь за эти
деньги нельзя купить даже
однокомнатную квартиру или
автомашину среднего класса. Но,
конечно же, самое главное здесь то,
что с предельной откровенностью
показан один из способов
проникновения к власти тех, кого
там и близко быть не должно, и от
чего как раз и нужен механизм
защиты.
Представим
себе на мгновение, что по такому
пути пойдут (а может быть уже пошли?)
преступные формирования, которых
хватает, наверное, в каждом
субъекте Российской Федерации, и
организуют выборы своих людей.
Сколько их может быть избрано,
например, в Государственную Думу,
даже при условии формального
соблюдения действующего
законодательства?
Если
допустить, что отсутствие
механизма защиты выгодно
избираемым, то следует допустить,
что такое положение выгодно и тем
органам власти, куда они избраны. В
этом случае становится объяснимым
и то состояние с законотворческой
деятельностью и эффективностью
исполнения законов, которое мы
имеем. Достаточно взглянуть на
такую важную и деликатную сферу
жизни общества и государства, как
борьба с преступностью и
коррупцией, правовое сопровождение
реформ, защита прав граждан и др.
Каждой
должности соответствуют
совершенно определенные
квалификационные требования,
профессиональные и деловые
качества. Если предприятию нужен
инженер-программист, то на эту
должность не будет принят
сантехник. Если некое лицо ранее
привлекалось к уголовной
ответственности и продолжает
заниматься преступной
деятельностью, оно даже при наличии
соответствующего образования не
будет принято на работу в органы
прокуратуры, в правоохранительные
органы. В космос не полетит больной,
государственные секреты не могут
быть доверены лицу, признанному
судом недееспособным, ограниченно
дееспособным или особо опасным
рецидивистом, находящемуся под
судом или следствием за
государственные или иные тяжкие
преступления и т. д. (интересующиеся
могут прочитать упомянутую выше
статью 22 Закона РФ "О
государственной тайне"
полностью). То есть во всех
названных и им подобных случаях
государством установлены
конкретные механизмы в интересах
защиты себя (государства), общества
и личности.
Совершенно
иначе выглядит положение с
избранием депутата в тот или иной
представительный орган, например, в
Государственную Думу. Согласитесь,
нельзя даже сравнить значимость и
ответственность функций,
исполняемых любым специалистом,
прошедшим, заметим, надлежащую
процедуру оформления, и депутатом,
решающим важные государственные
задачи и при этом зачастую
остающимся "темной лошадкой"
для большинства избравших его
граждан. Не поддается логическому
осмыслению позиция государства,
позиция законодателя, допускающего
к законодательной и исполнительной
власти лиц, не проверив их вначале
на профессиональную пригодность,
психическую полноценность, наличие
связей с криминальной составляющей
нашего общества, на лояльность к
российскому государству, а не к
какому-либо иному, наконец.
Государство
должно, тысячу раз должно иметь
механизм защиты от проникновения к
власти преступников (или же их
протеже), профессионально
непригодных, недееспособных или
ограниченно дееспособных лиц. Этот
механизм должен быть введен
законодательным актом и включать в
себя совершенно конкретную
процедуру, один из возможных
вариантов которой приводится ниже.
Лицо,
желающее быть избранным, после
представления в соответствующий
избирком необходимых для
регистрации документов должно быть
направлено на медицинское
освидетельствование, включая
исследование профессиональной
пригодности психофизиологическими
методами. Подобное
освидетельствование может
проводиться специально
образуемыми при избиркомах (на
предвыборный период) медицинскими
комиссиями. Акт по результатам
освидетельствования
представляется в избирком.
Одновременно
избирком организует проведение в
отношении будущего кандидата в
депутаты процедуры,
предусмотренной статьей 21 Закона
Российской Федерации "О
государственной тайне", но без
официального оформления допуска.
Соответствующий орган, которому
будет поручено проведение
указанной процедуры, по ее
результатам представляет в
избирком необходимые документы
(например, справку или заключение).
Будущий
кандидат представляет в избирком
документ об уплате налогов и
письменное обязательство о
прекращении занятий коммерческой
деятельностью на период исполнения
депутатских полномочий в случае
его избрания.
И только
после удовлетворительного
прохождения названных выше
элементов процедуры избирком
должен принимать решение о
регистрации того или иного лица
кандидатом в депутаты. А дальше уже
воля избирателей — изберут или не
изберут.
Гарантирует
ли предлагаемый вариант процедуры
чистоту рядов народных
избранников? Представляется, что в
определенной степени да. Во всяком
случае, на момент избрания. Вместе с
тем полностью гарантировать
нельзя, т.к. человек слаб, а
соблазнов много. С определенностью
можно сказать одно: если
государство не введет механизм
защиты, предлагаемый или какой-то
иной, то у нас в стране могут
появиться в дополнение к ворам "в
законе" и депутаты "в
законе". А почему бы и нет?