Поезда уходят в новое столетие
Поезда
уходят в новое столетие
Репортаж с
юбилейных торжеств ВСЖД
Николай ВОЛКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Без малого на
4000 километров (с прибавлением
Северобайкальского отделения БАМ)
разбежались рельсы
Восточно-Сибирской железной
дороги. Это самая протяженная в
России, а может, и в мире стальная
магистраль. Это 250 крупных и малых
станций. В ее подразделениях
трудятся свыше ста тысяч человек.
Вице-губернатор области Валентин
Межевич сказал на вечере, что
железная дорога, единая,
монолитная, — это хребет экономики.
Масштабы и
значимость этой отрасли для всего
региона громадны. Вот почему такое
внимание было приковано к столетию
ВСЖД. В нынешнее тяжелое время не
часто выпадают яркие праздники,
вселяющие оптимизм и надежду на
будущее. Думаем, что такие чувства в
наши души заронили труженики
дороги.
На
заключительном этапе центром всех
торжеств стал Иркутск. Старинный
вокзал, повидавший за век много
диковинных событий, разных людей,
сейчас выглядит величаво, вернув
свою первозданность и вобрав
достижения современного дизайна,
благоустройства и технического
оснащения. В его теперешнем облике
как бы гармонирует прошлое с
настоящим.
— Вокзал —
это ворота города, и все
приезжающие судят о нем с порога, —
говорит начальник станции
Иркутск-Пассажирский Валерий
Сапранков. — Мы поставили цель —
привести здание вокзала, прежде
всего внешний вид, к задуманной
постройке. Подняли архивные
документы, чертежи и постарались
сделать так, как мечтали
архитекторы В.И. Каляновский, В.Л.
Мациевич. Восточный подъезд
покрасили в светло-коричневые тона,
как было изначально; последующие,
построенные в 1905-1907 гг., — в
зелено-желтые цвета. На фасадной и
перронной сторонах выставили
фонари дореволюционных времен и
колокольчик, извещавший о прибытии
и отправлении поездов. Надеемся,
что памятник архитектуры еще долго
будет служить сибирякам.
На
подъездных путях, встречь друг
другу, сошлись
паровоз-тепловоз-электровоз,
символизируя поступь движущей
тяги, и электричка новейшего
образца, выпуск которых освоен
Демиховским заводом, взамен
прежних — рижских. Эстафетные
поезда, которым доверено передать
юбилейный жезл (эстафету) во второе
столетие Транссиба.
Паровоз-трудяга
"Лебедянка",
грузопассажирский, колесивший во
всех направлениях ВСЖД в 50-х годах,
и сейчас на запасном пути, в резерве
МПС. Правда, иногда по просьбе
иностранных туристов, желающих
прокатиться на паровозе вдоль
Байкала, его выпускают на линию. 19
августа он участвовал в
"маневрах" исторического
события. Бригаду сформировали из
опытных машинистов локомотивного
депо станции
Иркутск-Сортировочный. Главный —
Анатолий Коржнев, уже около
пятидесяти лет ездит на разных
локомотивах. В июне совершил
паровозный круиз с туристами от
Зимы до Слюдянки. Помощником у него
тоже мастер тепловозов Анатолий
Горелов. Ну а кочегарить в этот
необычный день вызвался зам.
начальника по маневровой работе
депо Валерий Мартемьянов.
Электропоезд с почетными
пассажирами доверили вести молодым
машинистам Ивану Конику и
Владимиру Степанову.
В полдень 19
августа наступил волнующий момент.
На перроне — словно прибыли враз
несколько пассажирских поездов —
собрались тысячи людей. Они не
встречали и не провожали, а
чествовали своих
земляков-железнодорожников и
дорогих гостей из других городов,
чьи судьбы и жизни связаны с
дорогой.
Митинг на
залитой солнцем привокзальной
площади открыл бывший зам.
начальника ВСЖД и одно время
возглавлявший Улан-Баторскую
Алексей Долгий, напомнивший
иркутянам о прибытии первого
поезда и царившем тогда ликовании
сибиряков (из воспоминаний
очевидцев). Нынешний юбилей
отмечается в иной обстановке — в
условиях техпрогресса и
компьютерного управления
движением транспорта.
С
приветствиями к местным
железнодорожникам обратились
министр путей сообщения Николай
Аксененко, заявивший, что по ВСЖД
сверяли часы все другие дороги
России и СНГ, участник Великой
Отечественной войны, старейший
машинист локомотивного депо
Иркутск-Сортировочный С. И. Жуков,
бывший руководитель Иркутского
отделения А.М. Николаев, зам.
губернатора области Николай
Мельник. Все они пожелали юбилярам
отправиться в новый век на новых,
комфортабельных поездах.
От старших
товарищей принял эстафету И. Коник,
заверивший от имени молодежи, что
они не подведут ветеранов,
продолжат славные традиции
иркутских и забайкальских
железнодорожников.
Начальник
станции В. Сапранков докладывает
начальнику дороги Геннадию
Комарову: "Электропоезд во
второе столетие отправиться готов.
Путь открыт!" Машинисту вручают
маршрутку, а министр МПС Н.
Аксененко и Г. Комаров под
аплодисменты присутствующих
разрезают алую ленточку.
У парадного
подъезда зазвенел колокольчик, а
диктор призвал пассажиров занять
места в вагонах. Первыми
пассажирами стали мальчики и
девочки детской железной дороги со
своими инструкторами, молодые
проводники и все желающие уехать до
станции своей мечты. Электропоезд
провожал протяжный гудок паровоза
и овации горожан. В добрый путь!
* * *
Апофеозом
праздника явился торжественный
вечер в музыкальном театре. На него
пригласили весь свет
железнодорожной отрасли,
представителей администраций
области и города, ведущих
предприятий и уважаемых гостей.
Лились со сцены теплые слова в
адрес железнодоржников, высокие
оценки их самоотверженного труда,
пожелания добрых деяний во славу
Отечества и родного края.
В честь
юбиляров артисты музыкального
театра, участники самодеятельности
школы-лицея N 42, института
железнодорожного транспорта дали
красочный, искрометный,
завораживающий концерт —
театрализованное музыкальное
представление, воскресившее в
памяти ныне живущих основные этапы
развития ВСЖД.