Пасхальное послание
Пасхальное
послание
епископа
Иркутского и Ангарского Вадима
освященному клиру, монашествующим
и всем верным чадам Иркутской
епархии Русской Православной
Церкви
"Христос
воскрес из мертвых,
Первенец из умерших… как в
Адаме все умирают, так во
Христе все оживут, каждый в
своем порядке: Первенец Христос,
потом Христовы".
(1
Кор. 15.20-22).
Дорогие
отцы, братья и сестры,
Христос
Воскресе!
Воистину
Воскресе Христос! И в том
внутреннем чувстве, с которым
произносятся эти всегда до глубины
души волнующие нас слова, каждый
христианин находит неизменное
основание своей веры и своей
надежды. Внутренний голос, голос
сердца свидетельствует нам истину
Воскресения, свидетельствует
вместе со светозарными
небожителями (Мат. 28,6),
свидетельствует вместе с
благочестивыми мироносицами (Мк
16,10) и со святыми апостолами.
Немеркнущее свидетельство о
воскресении несет миру на
протяжении десятков столетий
Христова Церковь, возжигая в
сердцах верующих невыразимое
чувство радости. Мы радуемся за
поправшего смерть Спасителя,
радуемся о торжестве ветхозаветных
праведников, освобожденных из тьмы,
радуемся за самих себя, нашедших в
единении с Воскресшим Христом
полноты жизни, победу над
страданиями и смертью, вечную жизнь
в Его Царстве. И Церковь выражает
радость нашего духа в светлом
торжестве пасхального
богослужения с его радостными
молитвословиями и песнопениями:
"Сей день, его же сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в
онь". И, осененные блистанием
спасительного воскресения, мы
устремляем нашу мысль и
благоговейные чувства к Источнику
и Подателю света и жизни, к Благому
Промыслителю, Любвеобильному Отцу
всех, Великому Непостижимому и
Вечному Богу нашему.
Созерцание
величия сотворенного Богом мира,
созерцание той бездны премудрости,
что открывается нам,
целесообразности и гармоничности
мироздания внушает нам трепетное
благоговение перед неизмеримой
тайной Божества, перед Его силой и
могуществом (Рим. 1,20). Но Бог,
сотворив человека, уготовил ему
особое место в этом мире. Он даровал
ему познающий разум, свободный дух,
чистые и возвышенные чувства.
Будучи бесконечно малым по
отношению к неизмеримой Вселенной,
человек явился венцом всего
мироздания, ибо в своем существе
заключал образ Творца и был
предназначен к жизни в единении и
духовном общении с Ним. По воле
Творца человеческая природа
явилась образцом природы
божественной. И хотя Божество
несоизмеримо с человечеством, Его
бесконечные свойства нашли свое
конечное отображение в человеке.
Откровение о Триедином Боге
свидетельствует людям, что они не
есть отделенные, чуждые и не
связанные друг с другом существа,
но будучи образом Сотворившего их
являют собой одно неразделенное
единство — человечество.
Первозданный
человек был призван Творцом к
полноте жизни, к таинственному, но
действенному и действительному
приобщению к собственной жизни
Божества в той мере, в какой
невозможно это для существа
конечного. И Господь даровал
человеку все необходимое для
достижения этой цели: Он украсил
его естество дивным даром познания,
утвердил в бессмертии и свободе,
определил умственному,
нравственному и духовному
развитию.
Но человек,
восприняв от Бога эти бесценные
дары, отверг предначертанную для
него Творцом цель бытия. Свободно,
ибо воля его всегда была свободной,
он избирает другой путь,
устремляется к другой цели. Не Бог
явился для него центром и смыслом
жизни, не уподобление Творцу до
глубокого внутреннего единения с
ним в любви, но утверждение самого
себя вне зависимости и вне связи с
Богом стало конечной целью его
существования. Создание Божие,
вызванное к бытию божественной
любовью и предназначенное через
ответную любовь к полноте жизни в
единении со своим Творцом,
сознательно и свободно отвергло
эту любовь. Нарушение
прародителями заповеди послушания,
проявившееся во вкушении плодов с
запретного Древа, было внешним
выражением отвержения людьми
установленного Богом
нравственного порядка жизни.
Люди
остались призванными к
сверхчеловеческой жизни, но через
грехопадение настолько осквернили
чистоту своей первозданной
природы, что лишились способности
ответить этому призванию. Только
Сам Бог, Всемогущий Творец и
Промыслитель мира мог вернуть
людям свою любовь и вызвать в их
сердцах пламя ответной любви.
Только Бог мог, восстановив
первозданную природу человека,
вновь даровать людям возможность
единения с собой, возможность
обрести блаженную жизнь в вечности.
И для того,
чтобы люди обрели некогда
утраченную ими любовь к своему
Создателю, Бог совершает
непостижимое и таинственное
действие. Он Сам является в мир,
становится человеком бедным,
униженным, страдающим, дабы люди
полюбили Его в привычном и обычном
для них облике человека,
посвятившего и отдавшего Свою
жизнь во имя Правды, Любви, Мира и
Счастья. Этим Богочеловеком был Сын
Божий, второе Лицо Святой Троицы.
Воплощается от Пренепорочной Девы
Марии в древнем иудейском городе
Вифлееме Мессия, получивший имя
Иисус.
Рожденный от
Духа Святого и Пренепорочной Девы,
а потому и не воспринявший на Себя
наследственно передаваемого греха,
Господь наш Иисус Христос
осуществил в своей земной жизни то,
к чему были изначально
предназначены все люди осуществил
нравственное Богоуподобление
своей человеческой природы.
Святостью жизни, послушанием воле
Бога Отца он достиг того состояния,
к которому был предназначен
первозданный человек и таким
образом в Своей личности исправил
повреждения, нанесенные грехом
человеческой природе. Христос не
только воссоздает в Себе
первозданного Адама, но и жизнью
Своей утверждает возможность
достижения цели, поставленной
Творцом пред человеком. Однако в
личности Господа нашего Иисуса
Христа достигнуто не одно только
нравственное уподобление человека
Богу. Сын Божий стал человеком, и
это значит, что в Нем бесконечное
Божество внутренне органически
объединилось с человеческой
сущностью. Это значит, что все
человечество, соединенное со
Христом единством природы, было
привлечено в немеркнущее сияние
Пресвятой Троицы.
На третий
день после страшной казни на
Голгофе совершается непостижимое:
распадаются камни погребальной
пещеры и в блистании божественной
Славы восстает Воскресший Христос.
Христос Воскресе! И нет больше
сомнений в том, кем был распятый
Праведник, ибо только Всемогущий
Бог мог попрать узы смерти и
преодолеть страшный закон тления.
Христос Воскресе! И это значит, что
во Христе мы обрели истинного Бога,
и в Нем, в Его святом и немеркнущем
естестве можем вновь любить своего
Творца, можем жить ради Него и в Нем
видеть смысл своего существования.
Все
достижения человеческого духа,
созидание нового, подвиг
самоотвержения и подвиг искания и
обретения правды, и высота
художественного творчества, и
красота видимого мира — все это
обретает непреходящий смысл и
великое значение в явлении
бессмертия Воскресения Христова.
В
воскресении дано нам узреть
величайшую любовь Божию, через
которую Бог даровал участие в
вечной жизни всему, что прекрасно и
что дорого и близко нашему сердцу. А
это значит, что бессмертие
начинается здесь, на земле, это
значит, что в этой жизни мы призваны
созидать духовное сокровище
будущего. В немеркнущих лучах
Воскресения Господа наша
повседневная жизнь и каждодневный
труд становятся жизнью и трудом во
имя вечного бытия и пребывания с
Богом, вот почему всякая ложь,
зависть, всякая безнравственность,
бездуховность есть грех против
Бога и Его будущего Царства. Вот
почему в эти спасительные дни,
движимый пастырским попечением и
любовью, я призываю всех вас
осознать и в радости Воскресения
Христова прочувствовать веру в
свое бессмертие и, строя по
Божественным заповедям свою
внутреннюю жизнь, преобразовывать
мир внешний в Царство Божией любви
и правды.
Дорогие отцы,
братья и сестры, от всей души
поздравляю вас с праздником
праздников — Светлым Воскресением
Христовым, жизнеутверждающим:
Христос Воскресе! Воистину воскрес
Христос во имя утверждения жизни и
спасения людей. Во славу единого
истинного Бога Отца, Сына и Святого
Духа. Аминь.
Вадим,
епископ Иркутской и Ангарский.
Пасха
Христова,
1998
г.
г.
Иркутск.