"...но писать меня учили вовсе не поэты..."
"…но
писать меня учили вовсе не
поэты…"
Сердцу, как
говорят, не прикажешь. Мне ближе
ранние, внешне очень простые стихи
Кобенкова. Простые и пронзительные
до боли.
Умирает
отец — на седьмое десятилетьепокатилась
звезда его… Гаснут его ордена,вянут
шляпы, худеют костюмы; на светебыло много
вина —не
осталось ни капли вина…
Или вот
краткое стихотворение, три строфы,
которые хочется привести
полностью.
Бабушка
очки искала тихо,но очки
лежали тихо-тихо,тише, чем
их бабушка искала,тише, чем
наш дедушка болел;я сидел на
лавочке и слушал(тихо-тихо),
как на
свете тихо…Думал я,
что, если будет тихо,дедушка не
сможет умереть…Я еще не
знал, что в этом миреесть такое
правило для жизни:смерть,
любовь,и вера, и
надеждак нам
приходят в полной тишине…
Потом, в
более поздние времена, когда взгляд
Анатолия Кобенкова все глубже
проникал в мир и манера его стала
меняться, такие "простые"
стихи не ушли совсем — они то и дело
всплывали, как старые, но вечные
острова среди новой жизни.
Дерево,
которое люблю,одинокой
птице уступлю,песенку —
усталому соседу,перочинный
ножик — кораблю…Завтра я
уйду или уеду,послезавтра
напишу: ну что ж,я уехал,
потеряйте нож,взбейте
море, птицу накормите,отнесите
дерево под дождь,песенку от
страха сберегите…
Новые, более
сложные, философические (хотя и
прежние, простые, тоже были
философическими) стихи явились
совсем не потому, что Кобенков
хотел показаться интересней и
устремился за модой; он, как я уже
говорил, проникал глубже в жизнь и
устремился от ее земного,
временного начала к вечному, к
небесам. И появились Богородица,
Христос, его апостолы — "и Марк, и
Матфей, и Лука"… Но рядом с ними,
бестелесными и бесконечно мудрыми,
оставались простодушные "дяди
Пети, тети Ани".
Слушать,
как поет вода,как она
живет в тумане,обнимая
невода,дяди Пети,
тети Ани.Слушать,
как поет петух,перекрикивая
ветер,клюв
нацеливши на слух,тети Ани,
дяди Пети…Слушать,
видеть, понимать,но при этом
постоянно,забываясь,
вспоминать:Как там
Петр? Как там Анна?И еще —
надеясь, что читатель простит мне
столь длинные цитаты:Я не о
ком-то или не о чем-тописал в
теченье жизни — коль по правде,то ни о чем
писал да ни о ком.Скорее я
писал из-за кого-то:Из-за
Варвары, Оленьки, ПавлушиИ
Дашеньки… Скорее из-за них.Но я еще
писал из-за чего-то(из-за того,
что тесный мир деревьеви мир людей
близки лишь иногда);в конце
концов писал я и за что-то:за рюмку
водки, за краюшку хлеба,за
лампочку за письменным столом…
Анатолию
Кобенкову — пятьдесят. Он —
действительный, настоящий поэт. Дай
бог ему здоровья и хлеба. Будет это
— будут и стихи. О нас и для нас. Они,
конечно, не накормят, но согреют. И
"дворника Бондаря", и
"рядового Кадырбаева", и
"сержанта Карпеко", и
"бедную Анну Иванну", и
всех-всех.
Доброй тебе
жизни, Анатолий Кобенков!
Борис
РОТЕНФЕЛЬД.
P.S. А в этой
подборке — последние, совсем новые
стихи Анатолия Кобенкова. Уже, как
говорится, из другой оперы…
* * *
Хорошо, что
будет дождь,хорошо, что
— непогода —дребезжащая
подвода,сообщающая
дрожьсердцу,
перышку…Бог весть,
вдруг и
правда, что меж бревенизбяных,
где свет
неровен,мир и
должен быть обреван,чтоб
принять благую весть…Потому-то и
терплюэтот морок,
этот холод —радуясь,
что между строкне понять,
кого люблю,не
прочесть, насколько молодили — вдруг
— не одинок…
Предпасхальный
пейзаж с воспоминанием о поэте Юрии
Черныхе
Обопрись
на подоконник,насмотрись,
как в первый разна лужок,
на коем кони:Пасха,
Песах и Пегас;обдери с
березы слезы,порасставь
их здесь и тамна лужке,
на коем козы:Марфа,
Магда, Мириам;обопрись
на воздух вешний,чьи
липучие концыдержат
зрячие скворешнии незрячие
скворцы;оглянись
на то и это,глянь на
то, что далеко,вспомни
бедного поэта:"На лугу
пасутся ко…"Вспомни
кольца политурыНа лугах
черновика,Вспомни
взятую у Юрызолотинку
от сырка —как горит
она, как гаснет,окликая по
лугамПасху,
Песаха, Пегаса,Марфу,
Магду, Мириам…* * *
А когда
закончилась наша дракаи когда
разбежались — куда кто мог,обступили
меня тишина с собакойи с шмелем
нечесаным — лепесток…Что-то
строил я, что-то ладил, что-тосо шмелем
советуясь, сочинял,и казалось,
кто-то во мне работал —изнутри
старательно очинял.И соленый
пот, и липучий деготьпо душе
стекали моей, покаэтот кто-то
желал, чтоб мой бедный локотьупирался в
звезды да в облака…Я читал о
нем, а быть может, слышал —то ль
Дружок зовут его, то ль Божок…Впрочем,
как бы ни звали — сложилась крыша,
а под ней —
окошко, а в нем — лужок…
Автоэпитафия
Ничего не
остается —только
камни да песок,да
соседство с тем колодцем,что к виску
наискосок.Никуда уже
не деться —Успокойся,
помолчи!..Пусть
дорога по-над сердцемрассыпающимся
мчит(хорошо бы
к ней пробитьсячем-то
вроде родничка —пусть и
птица, и девицаприпадут к
нему напиться…Выпей мой
зрачок, сестрица,Чрез
соломку червячка!..)Русаку и
иудею— как русак
и иудей —я взываю,
как умею,предлагая,
что имею:влажной
смертушкой моеюсвою
грядочку полей!* * *
Лист
опальный, лист летучий —проездной
билетна печаль,
на всякий случай,может быть,
на свет…Лист
летучий, лист опальный —золотой
ожогпо дороге в
самопальныйзвук —
полустишок…Звук из
розовых прожилок —полустрочка
отсерафимовых
ужимок,ангельских
щедрот…Полустрочка
— лед и пламень,строй и
лад, и сбой…Что не
вышепчешь губами,вышепчешь
судьбой,Чтоб
смогла она сложитьсяв радость,
а не мысль:"Научи
меня молиться,Сам во мне
молись!"* * *
… и
длинных свиданий густая и вязкая
тина,и встреч
сквознячок, и заставы застолий —
не темадля старой
гитары, скорее — для бедного тела,
которому —
ночь на дворе! — а вина не хватило.
Возлюбим
друг друга за рифмы, связавшие
строки,за жадные
строфы, не знавшие ночи и страха,за то, что
для них начинаются новые сроки —наточен
топор и ни малой пушинки на плахе.
Возлюбим
друг друга за реки, любимые нами,за синее
небо, любимое нами и ими,за имя, к
которому можно губами,как будто к
воде прикоснуться: "Во имя…"