издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наука до востребования

Наука до
востребования

Владимир
КИНЩАК, "Восточно-Сибирская
правда"

Так уж
сошлось, что через несколько дней
после падения на Иркутск одного из
самых больших самолетов в мире в
Иркутском высшем военном
авиационном инженерном ордена
Красной Звезды училище состоялась
10-я Всероссийская
научно-техническая конференция, на
которую собрались люди, понимающие
в авиации и знающие, почему падают
самолеты…

"Проблемы
повышения боевой готовности,
боевого применения, технической
эксплуатации и обеспечения
безопасности полетов летательных
аппаратов с учетом
климатогеографических условий
Сибири, Забайкалья и Дальнего
Востока" — под таким названием
она проходила.

На конференцию,
которая по приказу
Главнокомандующего ВВС собирается
раз в два года, были приглашены
представители из всех научных
институтов и вузов ВВС.

Однако не приехал
никто — у военных нет денег на
командировки. Хочешь? Езжай за
свои… А "своих" у военных не
густо — еле-еле на жизнь хватает.
Приглашенные прислали тезисы
докладов, которые опубликованы в
сборнике трудов конференции.

Тем не менее
конференция состоялась. Вопреки
обстоятельствам, при полном
отсутствии финансирования, волей
руководства училища, напряжением
сил организаторов и участников, без
банкетов и фуршетов.

И была она во
многом необычной. Впервые
межвузовская конференция ВВС
превратилась в областной съезд
ученых. В ней приняли участие гости
из академических институтов и
вузов области.

Научной сенсацией
стал доклад зам. генерального
конструктора ОКБ им. Сухого —
начальника иркутского филиала
Владимира Васильевича Макрицкого.
Этот, очень увлеченный человек
вместо 20 заказанных минут говорил
40. Речь в докладе шла о перспективах
совершенствования самолетов марки
СУ.

В училище
Макрицкий приехал не случайно.
Ученые ИВВАИУ работают на ОКБ
Сухого давно. К примеру, в
учебно-научном центре ВВС РФ,
который создан в училище в начале
1995 года, была разработана
автоматизированная система
обработки объективной информации
по результатам опытных полетов
самолетов.

Она позволяет
расшифровать информацию о полете,
хранящуюся в "черном ящике", за
считанные минуты и просмотреть при
этом весь полет на экране монитора.

Руководитель
центра Г.А. Гершкович сообщил мне о
том, что адаптировать эту систему
для "Руслана" не составляет
труда. И будь она на заводе после
катастрофы, не понадобилось бы
везти "черные ящики" с
погибшего Ан-124 в Москву.

Про "черный
ящик" слышали все. Однако лишь
специалисты знают, что это вовсе и
не ящик, а бортовая система
объективного контроля. По существу,
в "ящике" стоит магнитофон. На
проволоку, магнитную ленту или иной
другой носитель информации
записываются параметры полета и
состояние систем самолета от
момента взлета до посадки. Таких
параметров набирается более двух
сотен. Их расшифровка и анализ
требуют времени, специальной
аппаратуры и усилий специалистов.

Группа ученых из
иркутского учебно-научного центра
ВВС под руководством кандидата
технических наук полковника
Гершковича впервые в российской
авиации взялась за эту проблему с
учетом не использованных до того
возможностей вычислительной
техники. Иркутяне предложили
программный продукт, который
позволил не только переложить
задачу обработки информации из
"черного ящика" на
персональный компьютер, что делали
и до них, но и увидеть на экране
монитора вместо графиков и таблиц
сам полет от начала до конца в
реальном времени со всеми его
деталями. Иначе говоря, информация
с БСОК была визуализирована, что
существенно упростило ее анализ.

В этом же
направлении работает сегодня
подполковник В.В. Кашковский Он
выступил на конференции с докладом
"Методика распознавания фигур
пилотажа". Летчик, вернувшись из
полета, может сесть за компьютер и
посмотреть на себя со стороны. Он
увидит на экране монитора точную
траекторию своего полета и все свои
ошибки в "картинках" — все, что
записал "ящик".

Впрочем, научный
центр ВВС работает не только на
военную авиацию. И не только на
авиацию. Используемые в училище
информационные технологии
позволили разработать не имеющую
аналогов автоматизированную
информационную систему
управления… воинской частью,
предприятием, больницей,
административным районом,
городом…

От всего, что было
сделано раньше, эта АИС отличается
принципиально. Речь идет об
управлении "сложной системой",
в которую входят люди, техника,
здания, машины, об управлении, в
котором руководителю предлагаются
варианты решений и прогнозируются
их результаты.

На 15 секциях, в
которых работали ученые на
конференции, было заслушано в общей
сложности 136 докладов. И за каждым
из них многолетняя работа людей,
уже привыкших к тому, что диплом
доктора или кандидата наук, которые
многие из них имеют, и погоны
российской армии на плечах отнюдь
не гарантируют, что зарплата за
ноябрь будет выплачена хотя бы в
январе, а результаты их труда —
десятки изобретений и
"ноу-хау" — будут когда-либо
востребованы в армии или народном
хозяйстве.

Уже собравшись
уходить из училища, я увидел через
открытую дверь одной из аудиторий
схему диковинного летательного
аппарата на экране диапроектора.
—Что это? — спросил у
сопровождавшего меня начальника
научно-исследовательского отдела
училища полковника Василия
Железняка.

Василий Никитич
напомнил мне давно забытое…

Орбитальный
истребитель разрабатывался
одновременно с "Бураном". На
орбиту его выводил специально для
этих целей построенный самолет
"Мрия", более мощный, чем
"Руслан". Истребитель имел
лазерное оружие, способное
расплавить любой спутник. Он
совершил несколько испытательных
полетов в автоматическом режиме…

Сегодня
космический истребитель никому не
нужен, не востребован, пылится
где-то в забытом ангаре под
Москвой…

Вместо
заключения. На стендах
"Сибэкспоцентра" уже не раз
демонстрировались достижения
военных ученых ИВВАИУ. Они
привлекли внимание специалистов,
иркутских и заезжих.

В частности,
автоматизированные системы
управления сложными
производственными и
административными объектами, не
имеющие аналогов на рынке
программной продукции, вызвали
серьезный интерес ученых с
факультета информационных
технологий Иркутской
экономической академии. И эти
ученые готовы сотрудничать с
военными в интересах города
Иркутска и Иркутской области.

А если к этой
готовности ученых в мундирах и в
пиджаках работать вместе приложить
содействие администрации, то можно
было бы всерьез говорить о создании
коммерческого научного
предприятия, продукция которого
нашла бы своего покупателя не
только в нашей области, но и в
России.

ФОТО Владимира
ПРОНИНА.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры