Иркутск -- город музыкальный
Иркутск — город
музыкальный
Анна
САВИНЦЕВА, преподаватель,
музыковед
Иркутск, славный
сибирский город, давно известен как
культурный центр Восточной Сибири
и огромного региона. Около 200 лет
насчитывает музыкальная культура
города — от первых оперных трупп,
оркестров, традиций домашнего
музицирования, активно
развивавшихся в прошлом веке, до
сегодняшнего дня, когда в областном
центре работают насколько
музыкально-театральных
коллективов, два концертных зала
(не считая эстрадных площадей),
симфонический оркестр, несколько
хоровых коллективов самой
различной творческой
направленности и множество
камерных ансамблей. Я уж не говорю о
прекрасных музыкантах: солистах —
певцах и инструменталистах,
украшающих концертные афиши
города. И все это на высоком
профессиональном уровне, что не
было бы возможным без
профессионального образования,
которое отличается в Иркутске
развитой, устойчивой и
сформировавшейся системой. В
городе успешно работают 10
музыкальных школ и детских школ
искусств, несколько училищ и
музыкально-педагогический
факультет педагогического
университета.
Иркутское
музыкальное училище отмечает нынче
свой 60-летний юбилей. Я вспоминаю 1960
год, когда мы, только что
поступившие в училище вчерашние
восьмиклассники, с восторгом
помогали переезду нашего учебного
заведения. Ведь почти со дня
основания музыкальное училище
находилось в малопривлекательном
деревянном здании по улице Степана
Разина, деля это помещение еще и с
детской музыкальной школой N^ 1 (ныне
областная школа искусств).
Естественно, что новое здание в
центре города на ул. Карла Маркса, 28,
было настоящим подарком не только
для всего коллектива училища, но и
для города. С этого времени
начинается новая история в
культурной жизни города. В 1922 года в
Иркутске был открыт музыкальный
техникум. Его с полным правом можно
назвать провозвестником нашего
училища.
Кто же работал в
эти годы? Ведь именно результатом
работы педагогического коллектива
стало возможным воспитать огромное
количество музыкантов, которые
работают в самых различных видах
музыкальной деятельности. Это
профессиональные музыканты,
составляющие достойную страницу
истории нашего города.
Первоначально в училище работало
не много специалистов: скрипку
преподавал композитор Генрих
Эмильевич Ланэ, классом духовых
инструментов заведовал также
композитор (кстати, немало музыки
создавший для детских спектаклей
ТЮЗа и кукольного театра) Павел
Павлович Гоголев; большой вклад в
развитие отдела народных
инструментов внес Михаил
Степанович Иванов, а славу и
историю фортепианного отделения
составила Татьяна Николаевна
Афанасьева-Семенцова. Работал в
училище и такой известный
музыковед как Владимир Федорович
Сухиненко, вокал преподавал певец
Михаил Тополев. Военные годы
принесли в музыкальную жизнь
Иркутска новую волну музыкантов,
приехавших в эвакуацию из крупных
городов России: Л.С. Гуров — очень
крупный специалист в области
музыковедения, А.В. Абрамович —
профессор из Одессы.
К 50 годам училище
стало настоящей кузницей
музыкальных кадров для школ
области, которые в послевоенные
годы стали расти как грибы. Но, хотя
основная направленность
коллектива — это воспитание
музыкальных педагогов, уровень
учащихся был настолько высок, что
позволил им выступать, и весьма
успешно, в городских концертах.
Другим показателем высокого
педагогического профессионализма
стало и то, что многие выпускники
продолжили обучение в вузах страны.
Вообще, если
проследить историю развития
училища, то становится видно, что
оно всегда шло в ногу со временем.
Когда в 70-е годы стало ясно, что так
называемая "легкая музыка" —
это не "пережиток
капитализма", а вполне
самостоятельная и нужная часть
культуры, то потребовался
профессиональный, грамотный и
серьезный подход к воспитанию
музыкантов эстрадного направления.
И в училище, в недрах отделения
духовых инструментов, вызрела,
оформилась и сложилась идея
открытия специальности
"Музыкальное искусство
эстрады" (1981г.), работающее и
сегодня очень плодотворно,
творчески самобытно и заявляющее о
себе смело и ярко. Успехи отделения
связаны в первую очередь с именем
его многолетнего руководителя
Владимира Викторовича Романенко,
чья деятельность, поистине
подвижническая и серьезная,
заслуживает самого высокого
уважения.
И, наконец, самая
молодая специальность
"Народно-хоровое
дирижирование" — также дань
требованиям времени. Всплеск
интереса к народному творчеству, к
его исконной, фольклорной ветви, а
не к адаптированному и
"приглаженному" варианту,
которым многие годы нас потчевали
многочисленные, но такие схожие
народные хоры, поставил вопрос о
создании новой специальности,
образование которой строится по
иным принципам, чем академическое
дирижирование: это и фольклорные
экспедиции, глубокое изучение и
собирание сибирских народных
песен, обязательное участие в
фольклорных ансамблях. Огромная
заслуга здесь принадлежит
опытнейшему педагогу, руководителю
народных коллективов, засл.
работнику культуры Нине
Владимировне Млеценко, неутомимой
энергии которой в ее преклонные
лета можно только по-доброму
позавидовать.
Итак, на сегодня
Иркутское областной музыкальное
училище — это, несомненно,
крупнейший образовательный центр,
и не только Восточной Сибири, но и
всей России. Его имя прославлено
как заслуженным и уважаемым
педагогическим коллективом, так и,
конечно, его выпускниками.
Многие,
составившие гордость и славу
училища, сегодня работают в самых
разных географических точках
бывшего Союза: Москве и
Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде
и Казани, Новосибирске и
Владивостоке, и во многих других
городах. Знают училище и в ближнем,
и в дальнем зарубежье.
Естественно,
прежде всего это тысячная армия
музыкантов, нашедшая себя в
преподавательской работе, многие
из них закончили высшие учебные
заведения. Рамки их деятельности не
ограничиваются преподаванием. Это
исполнительская деятельность
певцов, инструменталистов,
дирижеров,
научно-исследовательская и
творческая работа теоретиков,
композиторская работа.
Есть в училище и
свои творческие коллективы: 5
оркестров — струнный, народных
инструментов, оркестр тембровых
баянов; эстрадный, духовой; 3 хора:
большой академический, женский,
русский народный хор; различные
ансамбли: фольклорный, ансамбль
духовых инструментов, вокальные и
эстрадные ансамбли, квартет
русских народных инструментов и
другие.
Педагогический
коллектив училища сегодня — это
дружная семья, именно семья, так как
преемственность поколений стала
здесь традицией. Кроме заслуженных
ветеранов, здесь работают их бывшие
ученики и ученики их учеников, так
как подавляющую часть коллектива
составляют иркутяне, вернувшиеся
после окончания Вузов в родные
стены.
И хотя последние
годы для всех россиян, и для нас в
частности, очень осложнили
существование и нет уже прежней
уверенности в завтрашнем дне,
достаточно посмотреть, как эти люди
внимательны и отзывчивы к
товарищам в минуты радости и, увы,
горестные минуты, чтобы понять:
здесь царит не только творческая
обстановка и присутствует высокий
профессионализм, но и есть глубоко
человеческие, добрые и искренние
чувства, связывающие просто
хороших людей.
Я сознательно
сегодня не назвала имена
заслуживающих упоминания — это
заняло бы, наверное, всю газетную
полосу. Но надеюсь, что на
торжественном собрании, которое
состоится 22 декабря в зале
музыкального театра, будут названы
не только народные и заслуженные
артисты, заслуженные работники
культуры, орденоносцы и ветераны,
но и все достойные и уважаемые люди,
несущие в наши трудные времена свет
и тепло своих сердец, все, кто учит
молодых высокому искусству музыки.