...И один в поле воин
…И один в поле
воин
Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Если это
"поле" — страдания людей, а
"воин" — доктор тибетской
медицины, не знахарь, не колдун, а
врач с серьезным медицинским
образованием, знания которого
приумножены многовековой
практикой тибетских
целителей-травников.
И это, как
говорится, все о нем —
докторе-тибетологе Этигэлте
Чимидийне, практикующем в
автономном округе и за его
пределами уже около двух лет. В его
картотеке более полутора тысяч
карточек на больных, перечень
болезней которых займет
полстраницы. Ибо тибетолог — это не
узкая специализация, как, скажем,
стоматолог, уролог, гинеколог… Это
врачеватель в широком смысле слова,
с глубокими знаниями диагностики
конкретных недугов, грамотный
клиницист. Окончил мединститут,
прошел повышение квалификации в
Нанкинском и Пекинском
университетах, преподавал, был
приглашен в Иволгинский дацан
Бурятии и несколько лет вел в
буддийском институте курс
тибетской медицины и фармакологии
для будущих лам. В округ приехал по
личной просьбе настоятеля дацана и,
практикуя как врач, исполняет
обязанности эмчи-ламы (врачеватель)
при местном дацане.
Есть в картотеке
доктора и моя карточка. Я обратился
к нему год назад, почувствовав
дискомфорт в организме, вызванный
не то возрастом, не то бесплатной
медициной, к помощи которой
приходилось прибегать иногда.
Доктор выписал и отпустил нужные
лекарства, я добросовестно их
испил, дискомфорт исчез, и я не стал
продолжать курс лечения. А недавно
те неприятные ощущения вновь
появились, и я вспомнил о докторе
Этигэлте. Признаться, меня удивило,
что спустя год он без труда нашел
мою карточку, на треть исписанную
ровными столбцами иероглифов.
Родом доктор из Китая, родился и
вырос во Внутренней Монголии.
Аккуратность, обязательность,
вежливость как национальные черты
характера, вкупе с буддийским
человеколюбием, усиливают
исцеляющую потенцию лекарств,
отпускаемых доктором. На приеме в
этот раз я встретил молодого
человека по имени Сергей, он пришел
к доктору со своим знакомым, и пока
врач принимал его, Сергей рассказал
вот такую историю. У его
семилетнего сынишки были небольшие
отклонения, скажем так, в
двигательном аппарате. Родители
обратились в поликлинику, сделали
рентгеновский снимок, и врач
поставил жуткий диагноз: ребенка
направить на операцию суставов,
после которой он встанет на
костыли. Представьте состояние
родителей. Они обратились к доктору
Этигэлту, он посоветовал родителям
сделать компьютерную томографию.
Ему привезли снимок. Ознакомившись
с ним, выписал лекарства. Сегодня
ребенок бегает.
Подобные истории
могли бы поведать многие больные,
которые обратились к доктору
Этигэлту. А обращаются они, как не
трудно догадаться, не с насморками,
а с болезнями часто неизлечимыми,
перед которыми нередко пасует
традиционная медицина. И даже
безнадежным он облегчает страдания
лекарствами, участливым
отношением.
Вклад тибетолога
во врачевание, оздоровление
жителей округа и области мог быть
гораздо эффективнее, если бы не
мешали сопутствующие факторы. И
хотя тибетская медицина благодаря
практике доктора Этигэлта в округе
стала реальностью, как
квалифицированный специалист он не
признан местными властями.
Лекарства доставляет с родины
рюкзачным способом, и потому в его
аптеке сегодня их около четырех с
половиной тысяч наименований, а
можно иметь почти в два раза больше,
если решить проблему доставки,
закупки. Ютится доктор в небольшой
квартирке, арендуемой на свои
скудные сбережения. Ведь доктор не
берет плату за лечение (по обычаю
эмчи-лам), а лишь за лекарства.
Нередко бедствующим отпускает их
бесплатно, чем некоторые и
состоятельные начальники
бессовестно пользуются. Но такова
российская традиция: все ложное
внедряется в нашу жизнь с напором
гонконгского гриппа, а все истинно
ценное, апробированное мировым
опытом, как в нашем случае
тибетская медицина, принимается
робко, с недоверием, с ревностью и
завистью даже врачами. И традиции,
как и вся наша жизнь, нуждаются в
реформах.