Реформа профтехобразования: спасение или приговор?
Реформа
профтехобразования: спасение или
приговор?
Дина
МАДЬЯРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
"Поздравляю вас
с началом нового учебного года и
прошу иметь в виду: он будет еще
более трудным, чем год минувший".
Это предупреждение, прозвучавшее
из уст первого заместителя
начальника областного управления
образования В. Вильчинского,
оптимизма участникам
традиционного августовского
совещания педагогов этой системы
отнюдь не прибавило. Ведь хуже, чем
в прошлом году, уже, кажется, и быть
не может: финансирование (а
профессиональные училища
находятся на содержании
федерального бюджета)
осуществлялось на уровне 30
процентов от потребности: средняя
зарплата преподавателя застыла на
непрестижной отметке 650 тысяч
рублей, да и те выплачивались от
случая к случаю; долгов по зарплате,
стипендиям, коммунальным услугам
накопилось у училищ области более 50
миллиардов. Понятно, что все это
вместе взятое не могло не привести
к снижению качества обучения, о чем
с тревогой говорили педагоги. Но
что удручает более всего, так это
низкая эффективность самой системы
профтехобразования: из 11 с
половиной тысяч нынешних
выпускников работу смогли найти
лишь около 57 процентов. Причиной
тому не только кризис в
промышленности, рабочие кадры для
которой традиционно поставляют
училища, но и слабая связь профтеха
с насущными потребностями
сегодняшней жизни. Как точно
заметил один из выступавших,
"какой выпускник сейчас
требуется — никто не знает".
Чтобы сделать
систему начального
профессионального образования
более мобильной, отвечающей
требованиям нового времени, в
правительственных верхах
разработана крупномасштабная
реформа, концепцию которой
подписал недавно В. Черномырдин.
Однако предстоящая перестройка
представляется многим настолько
радикальной, что на совещании то и
дело возникали вопросы: не повлечет
ли она закрытие многих училищ, а
значит, и сокращение кадров, не
приведет ли вообще к гибели
уникальной педагогической системы,
которой нынче исполняется 57 лет? И
потому весьма актуально прозвучало
эмоциональное пожелание одного из
директоров училищ: "Дай бог через
год собраться нам здесь в этом же
составе".
В чем же состоит
суть начинающейся реформы? Как
будет проходить она у нас в области?
Об этом мы продолжим разговор в
одном из ближайших номеров газеты.