на статью С. Верещагиной "Остается одно: драться"
на статью С.
Верещагиной "Остается одно:
драться"
"Абсурдно по
ряду причин…"
Открытое
письмо коллектива Иркутского
областного краеведческого музея
Коллектив
сотрудников Иркутского областного
краеведческого музея считает своим
долгом отреагировать на
безосновательную, одностороннюю в
подборе фактов публикацию С.
Верещагиной о судьбе музея
декабристов в Иркутске .
Бесспорным
является влияние декабристов на
политические взгляды и образ жизни
сибиряков. И, безусловно, не только
в домах-музеях декабристов, но и в
различных тематических выставках
Иркутского областного
краеведческого музея
декабристское движение находило и
будет находить свое достойное
отражение.
Более того,
считаем, что время, сама
историческая ситуация, рост
общественного интереса к
замалчиваемым ранее темам,
появление в историографии новых
взглядов на декабристское движение
требуют более пристального
внимания к установленным
авторитетам, введения новых,
проблемных материалов, не только
пробуждаюших эмоции, но и
побуждающих посетителя к
разностороннему индивидуальному
осмыслению темы.
Считаем, что
выделение декабристского
комплекса из ИОКМ неправомерно и
абсурдно по ряду причин.
Дома декабристов
являются составной частью научно
защищенной музейной
монотематической концепции
истории края. Отделение не улучшит
качества уже существующего, годами
опробованного комплекса, но
приведет к гибели большого
целостного музейного организма, к
разделению фондов ИОКМ. Хранение и
охрана фондов музея — ценнейшего
общенародного достояния —
документально и юридически
закреплены. Любое отступление от
официально установленных норм
жизни музейного организма влечет
за собой огромную правовую и
моральную ответственность.
В истории нашего
музея уже были драматические
периоды, связанные с дроблением
цельных самостоятельных музейных
коллекций (1936 г. — отделение
художественного музея на базе
фондов краеведческого; 1994 г. —
отделение по тому же принципу АЭМ
"Тальцы"; передача тысячных
библиотечных коллекций музея в
библиотеки университета,
медицинского института,
Противочумного института, в Дом
политпросвещения). Это
отрицательно сказалось на
сохранности музейного фундамента —
фондов и, как следствие, на
теперешних ограниченных
возможностях более качественного и
всеобъемлющего показа
исторического развития края, его
естественно-научных и
культурно-художественных
достижений.
Поскольку
строгого научного обоснования
целесообразности укрупнения ныне
действующего декабристского
комплекса не существует, считаем,
что отделение комплекса от ИОКМ
может вылиться лишь в тупиковые
ветви: в повтор мотивов, уже
представленных в исторических
музеях России и Сибири; в
искусственное, не иллюстрируемое
мемориальными экспонатами,
раздувание уже имеющихся подтем
комплекса (против чего, кстати,
неоднократно выступали сами
сотрудники домов Трубецких и
Волконских); в более частое
проведение стилизованных
"светских" салонов на базе
обоих домов или в организацию
очередного элитарного клуба в
Иркутске.
И, наконец, был ли
вообще этот самый пресловутый
"конфликт" в ИОКМ? Имели место
разные точки зрения на перспективы
развития филиала. Но с разрешением
любых проблем коллектив опытных
профессионалов привык справляться
сам. Сотрудники музея всегда
считали немудрым и неэтичным
привлечение прессы, не
осведомленной в нюансах музейного
труда, тем более не стремящихся
вникнуть в суть дела
корреспондентов, к освещению
внутренних рабочих разногласий
коллектива.
Лично мы устали от
"драк". Коллектив хочет дружно
работать, чтобы достойно выжить в
это непростое время.
"… Имя
которым — история Отечества"
Редакция
попросила Владимира Павловича
ОЛТАРЖЕВСКОГО, доктора
исторических наук, бывшего
директора Иркутского областного
краеведческого музея,
прокомментировать письмо
сотрудников ИОКМ.
— В свое время, до
открытия в Иркутске музея
декабристов, у нас в краеведческом
был "декабристский уголок". Но
он лишь в малой степени отражал
значение декабристов для истории и
культуры нашего края. Никакая
тематическая выставка не дает того
полного впечатления, какое
получают посетители
специализированных экспозиций в
домах Волконских и Трубецких. И
хотя декабристскую тему никак
нельзя отнести к "замалчиваемым
ранее", понятна озабоченность
сотрудников ИОКМ по введению
"новых, проблемных материалов"
в научный оборот. Именно поэтому на
недавнем заседании совета
исторического факультета ИГУ было
принято специальное решение об
использовании Музея декабристов
как научно-исследовательского
центра по профильной проблематике.
Что касается
"музейной монотематической
концепции истории края", то
возникает вопрос: возможно ли
сузить до чисто краеведческой тему
общероссийского значения? Ведь
декабристы — уникальное явление
для России и Сибири. С точки зрения
музееведения, важно соотношение
общероссийского и нашего,
сибирского материала. Но, насколько
мне известно, такой разумный баланс
давно найден в научной концепции и
тематико-экспозиционных планах
Музея декабристов.
И вообще, можно ли
говорить о монотематической
экспозиции музея такого высокого
уровня, как Иркутский областной
краеведческий музей, где даже
взгляд неспециалиста уловит
политематизм?!
Забавно выглядит
тезис про "повтор мотивов". Так
ведь недалеко до того, чтобы все
музеи страны посчитать за
"тупиковые ветви", везде вы
найдете "повтор мотивов", имя
которым — история Отечества.
Слишком
пессимистично звучит прогноз о
"гибели большого целостного
музейного организма".
Существовал же краеведческий музей
сам по себе до открытия Музея
декабристов в 1970 году. И не погиб.
Современная экономическая
ситуация диктует гибкие,
нестандартные подходы к решению
проблем. И если при этом на смену
громоздкой, неповоротливой системе
приходит более гибкая (а, замечу, в
маленьком хозяйстве легче навести
порядок), то это не гибель, а
прогресс, в том числе и для "уже
существующего, годами
опробованного комплекса". Ну а
два руководителя двух
разнопрофильных музеев —
краеведческого и декабристов —
всегда смогут договориться меж
собой. Если, конечно, возглавляют
музеи не по странному стечению
обстоятельств, а болеют за общее
музейное дело.
Самый серьезный
вопрос в данном случае — это фонды
музея. Но и здесь все не так
трагично. С принятием законов о
музейном деле — и федерального, и
местного — имеется официальная
база для принятия решений. Понятие
"музейная коллекция" очень
условно. Из разрозненных
поступлений может сложиться,
например, коллекция предметов
религиозного культа, хотя ранее они
принадлежали разным церквам.
Коллекции можно рассматривать по
темам, по мемориальной
принадлежности, по собирателям или
же видам материала. В истории
музейного дела в России есть немало
примеров, когда музейные предметы и
коллекции передавались из одного
хранилища в другое. Главным
критерием в подобном случае, на мой
взгляд, кроме, разумеется, гарантии
сохранности, должен быть не
узковедомственный интерес, а
соображение общественной пользы.
Задача профессионалов — избежать
нелепых случайностей,
механического разделения фондов.
Можно создать специальную комиссию
с привлечением ведущих
специалистов из Москвы,
Санкт-Петербурга, Министерства
культуры России. А для "более
качественного и всеобъемлющего
показа исторического развития
края" и его достижений —
использовать не только обычные для
любого музея пять-десять процентов
от фондов, но и устраивать
совместные с другими учреждениями
экспозиции и выставки.
И последнее: лично
я буду рад побывать на одном из
"стилизованных светских
салонов" или стать членом
"элитарного клуба" под эгидой
самостоятельного государственного
Иркутского музея декабристов.
"Наносят
ущерб деловой репутации"
Статья Светланы
Верещагиной "Остается одно:
драться" основана на
непроверенных фактах и домыслах,
извращает позицию комитета по
культуре и руководства областного
краеведческого музея. Приведенные
в ней материалы наносят ущерб
деловой репутации, чести и
достоинству председателя комитета
по культуре, директора музея,
дезинформирует читателей газеты,
специалистов и общественность
области, создавая превратное
мнение о действительном положении
дел в музее.
из
постановления XII отчетно-выборной
конференции Иркутского областного
отделения ВООПИК
Обсудив статью С.
Верещагиной "Остается одно:
драться"… О судьбе Музея
декабристов в г. Иркутске"
(газета "Восточно-Сибирская
правда" от 31.05.97 г.), конференция
ПОСТАНОВИЛА:
Поддержать
обращение деятелей культуры г.
Иркутска о недопустимости
разделения единого музейного
комплекса декабристов на два
филиала Иркутского областного
краеведческого музея.
Ходатайствовать
перед губернатором области о
выделении музейного комплекса
(дом-усадьба Трубецких и
дом-усадьба Волконских) из
областного краеведческого музея в
отдельный государственный
областной Музей декабристов с
правами юридического лица и
возможности создания в перспективе
его филиалов в районах области
(Черемховский, Усольский,
Иркутский, Киренский и других).
При организации
самостоятельного областного Музея
декабристов, учитывая многолетнюю
исследовательскую и
организаторскую деятельность,
считать целесообразным
рекомендовать его руководителем
Е.А. Ячменева.
С большой
тревогой мы следим за событиями
вокруг Музея декабристов в
Иркутске. Каждый из нас не раз бывал
в этом замечательном музее со
школьниками из городов и районов
области. Раньше мы никогда не
задумывались над тем, в чьем
подчинении находится Музей
декабристов, и только из статьи с
удивлением узнали, что он до сих пор
филиал краеведческого.
В наше переломное
время мы очень обеспокоены
проблемами воспитания детей и ищем
способы, которые помогли бы
прививать чувство любви к Родине. В
осуществлении этих целей наш
помощник — именно Музей
декабристов…
Несколько слов о
его коллективе. Мы знаем, какую
большую работу все эти годы ведет
заведующий музеем Евгений
Александрович Ячменев. Этот
человек на своем месте. Он и
специалистов подбирает как
коллектив единомышленников.
Поэтому у них и работа спорится.
При решении
судьбы Музея декабристов просим
принять в расчет и наше мнение: его
надо сохранить неделимым, выделить
из состава Иркутского областного
краеведческого, придать
самостоятельный статус и наделить
правами юридического лица.
Вообще не понимаю,
как можно управлять культурой?
Помогать, поддерживать — да. Не
мешать выжить — да. Слушаю послание
президента, все эти ужасы, когда
президент публично расписывается в
своем бессилии, открыто заявляя,
что чиновники в законе
приканчивают культуру и
образование… И вдруг на этом
неблагоприятном фоне возникают
новые ростки. Надо только пожелать
удачи. Средств нет, есть амбиции, но
ими невозможно вскормить культуру!
Музей декабристов должен выйти в
самостоятельное "плавание" в
этот период всеобщей апатии. Ведь
это такая редкость, когда вдруг
возникает инициатива не только
сохранить уникальный музей, но и
сделать его своеобразным духовным
центром, даже в какой-то мере
экспериментальной моделью, на
которую в самом недалеком будущем,
возможно, будут равняться и
остальные декабристские музеи.
Приветствую эту идею и призываю
сберечь ценное начинание.