Такая древняя история
Такая древняя
история
В Иркутске и
Ангарске показал два спектакля
московский театр "Мистерия-N"
Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
Театру нет еще
двух лет. Спектакли его идут чаще
всего на сцене Центрального Дома
художников (ЦДХ) в Москве. Построены
они на основе античных
мифологических сюжетов. Создатель
и главный режиссер Игорь
Незовибатько говорит о них так:
"Это попытка прикоснуться к
древним таинствам. Мы возвращаемся
к истокам театра, активно
используем обнаженное
человеческое тело, как
использовали его древние греки. Это
как бы ожившие скульптуры, герои
мифологии, которые вышли на
сцену…"
Театр создавался
на основе двух творческих
коллективов: театра "N" и
труппы "Шоу-Модель-Москва".
Сначала были выпущены "Мистерии
Диониса" и "Мистерии
Афродиты", затем "Острова
блаженных" (орфическая мистерия)
и "Таинства" (театральное
действо на основе элевсинских
мистерий). Иркутяне увидели
"Таинства", ангарчане —
"Острова…"
Поскольку главный
режиссер на гастроли не приехал, я
беседую с главным балетмейстером
Александром Крыловым и с
директором театра Андреем
Хижняком.
— Почему вы
взялись именно за древнегреческие
мистерии? Что вас в них привлекло?
А. Крылов:
— А вы знаете, кроме нас мистериями
никто не занимается. Мы оказались
единственными в Европе, кто
восстанавливает их форму. Не
только, кстати, мистерий
древнегреческих. Мы думали и о
славянских. Ну, это в перспективе. Я
сейчас как раз разрабатываю тему
"Ночь на Ивана Купалы".
— Расскажите,
пожалуйста, о вашей труппе. Верно,
что она уже не раз обновилась за это
время? Что у вас на сцене работают
не только профессиональные актеры,
но и фотомодели?
— Как в любом
театре — есть текучка кадров. У нас
все-таки специфические условия —
это элемент обнажения. Здесь все
зависит от психологии актеров.
— Вашим
актерам достаточно иметь только
красивое тело?
— Недостаточно.
Нужно иметь красивое тело, знать
систему позировок, нужно владеть
своим телом, чтобы оно было
"читаемым" со сцены.
— Какие же
требования предъявляете вы к тем,
кто к вам приходит? Обязательно
владение хореографией либо
пантомимой?
— Вы знаете, нет.
Здесь немного другое: нечто среднее
между классическим балетом,
балетом бежаровской (французской)
пластики и пантомимой.
— Но это потом
будет не панто-балет?
— Нет. Жанр наш
сложно определить, как такового его
и не существует. Пластический
образ, скажем, спектакля
"Таинства" отталкивается от
постановочных форм тела Древней
Греции. До нас ведь все дошло лишь в
скульптурах. И этот скульптурный
образ превращается в пластическое
действо. Тут
полубытовой-полусценический
вариант пластики, есть элемент
балета и даже вариант джазовой
хореографии. А в "Островах
блаженных" больше классического
балета.
— Хотелось бы
вам "заполучить" в свой
коллектив кого-то из звезд?
— Были такие
предложения от звезд, которые
хотели бы с нами работать. Но дело в
том, что с ними очень трудно
работать в этом жанре, трудно
ломать психологию уже известных
опытных актеров. Пойдут штампы…
— Скажите, а
ваши артисты не нудисты?
— Нас часто об
этом спрашивают. Я считаю, что
нудизм — понятие очень растяжимое.
То есть, если человек хочет, так
сказать, общаться с природой через
обнаженное тело — бога ради. И
нельзя из-за этого заключать людей
в рамки каких-то правил, какой-то
партии, направления, течения… Мы не
входим в клуб нудистов — будем так
говорить. Ребята наши хотят — ходят,
не хотят — не ходят в какие-то
натуристские клубы, бани, на пляжи
нудистов…
— Я читала,
что Незовибатько — один из
руководителей столичного общества
натуристов…
— Да, был, но не
столичного — республиканского.
Сейчас отошел от руководства, занят
только театром.
— Можно еще
несколько слов о нем? О вашем
тандеме.
— Мы уже давно
знакомы, лет 15. Я работал с ним
вместе в одном городе, в Самаре: я —
в балете, он — в драме. Потом он
"ушел" в режиссуру, а я
закончил ГИТИС, актерский
факультет. Игорь ставил в Воронеже
нормальные драматические
спектакли, занялся пластикой. Я
создал Прибалтийский театр
пластики — самый первый, кстати, в
Советском Союзе. А потом… Нашли
общие точки соприкосновения…
— На кого
рассчитаны ваши спектакли? На
любителей истории?
— Абсолютно на
всех. От детей до…
— Детей?! А
почему же тогда в афишах фраза:
"Лица до 16 лет на спектакли не
допускаются"?
— Не знаем, у нас
не идет такая реклама. К нам даже
специально приводят школьников.
Потому что исторического материала
по древнегреческим мистериям нигде
не найдешь…
А. Хижняк: —
Кто-то приходит смотреть у нас
пластику, кто-то драматургию, кто-то
пытается смотреть какое-то действо.
А кто-то действительно хочет
посмотреть на обнаженное тело —
женское или мужское. У нас нет
порнографии, нет открытой эротики.
Есть просто обнаженное тело.
Красота. Точно так же вы приходите в
музей и смотрите картины и
скульптуры, остановленное действо.
А у нас они ожившие.
— Значит,
неверно, пишут и говорят,что
"Мистерия-N" — театр
эротический?
— Нет, ни в коем
случае.
— Но вы же не
станете отрицать, что существует и
момент ажиотажа, что к вам идут и
любители "клубнички"…
— Есть такое. Мы
работаем еще и в различных ночных
клубах. Но работая в том же стиле,
неся тот же элемент античности. Это
"сжатые" спектакли (симбиоз из
двух спектаклей — "Острова" и
"Таинства", но построенный на
более современной пластике), в них
меньше смысловой нагрузки на
зрителя, но смотрятся они хорошо. Мы
не опускаемся до пошлости и никогда
не стремились привлечь к себе
зрителей эротикой.
— В чем все же
смысл этих постановок?
А. Крылов:
— Скажем так: это культ античности и
обнаженного тела. Каждый человек —
любого уровня развития — может
увидеть у нас то, что ему будет
интересно.
Изначально
обязательным правилом мистерий был
вариант посвящения в нечто
загробное, постоянное, вечное.
Древние греки проходили несколько
этапов этого посвящения, и доходили
до последнего этапа только самые,
так сказать, элитные люди, которые
владели системой продолжения жизни
после жизни. Мистерии давали
возможность каждому человеку найти
свой ход в каких-то сложных
обстоятельства, как бы
рассказывали, как ему действовать в
той или иной ситуации. Естественно,
связанной со смертью, с любовью. Не
существовало в Древней Греции
понятия эротики (это был их
естественный образ жизни), не
существовало понятия смерти.
Мы взяли на основу
совсем Древнюю Грецию, самые
истоки. Тогда мистерии
разыгрывались перед входом в храм,
потому что еще не существовало
понятия сцены. Площадная форма —
это уже более поздний период,
театральный. После мистерий
появился театр как таковой.
А. Хижняк:
— Мы хотим рассказать, напомнить
людям о том, что уже забыли. К
сожалению, историю Древней Греции
изучают мало, наши же спектакли
могут подтолкнуть к тому, чтобы
зрители поискали литературу,
почитали: интересно, а было или не
было так?
— Чью музыку
вы используете?
А. Крылов:
— Современную этническую. Это
разные группы, разные исполнители.
Есть восстановленные
древнегреческие хоралы, дошедшие
до нас.
— Вы пошли к
художникам в надежде быть понятыми,
принятыми: (кто как не они способны
оценить то, что вы показываете?
— Нет, не поэтому.
Там хороший концертный зал. ЦДХ,
кстати, — это не только художники.
Там собирается вся элита,
интеллигенция. Они приходят
смотреть картины, но если у нас идет
спектакль, — они и к нам заходят. А
потом многие обязательно
возвращаются, и не один раз.
А. Хижняк:
— А вторая сторона вопроса: мы еще
молодой театр, у нас пока нет
финансовой базы, чтобы иметь свое
помещение. Но уже есть своя публика.
И известные режиссеры приходят на
все наши спектакли, постоянно
следят за нашими новыми
постановками.
— Есть
отрицательные отклики?
— Разумеется. Если
их не будет, значит, нас нет, мы
"умерли".
— А резкая
критика бывала? Осуждение?
Неприятие?
— Нет. Все
относятся лояльно… Спрашивают
иной раз: "Почему у вас девушки
такой комплекции?" Но ведь в
Древней Греции не худые женщины —
как сейчас топ-модели — были в
почете. Мы работаем в стиле
античности, поэтому у нас на сцене
нормальные женские тела. Хотя есть
и фотомодели…
* * *
А недавно
репертуар театра пополнился еще
одним спектаклем — "Миранда"
(по сочинениям Шекспира). Говорят,
что он более драматический, нежели
пластический.