Любить по-русски
Любить по-русски
Штрихи к
портрету народного артиста СССР
кинорежиссера Евгения Матвеева,
которому исполнилось 75 лет.
Анатолий
СЕМЕНОВ, "Восточно-Сибирская
правда"
Евгения
Семеновича Матвеева,
замечательного драматического
артиста и кинорежиссера, мне
довелось видеть и слышать не
одиножды. Но особенно запомнился
один случай. Был конец семидесятых
годов, на "Мосфильме", тогда
киностудии превосходной во всех
отношениях, снималось много
фильмов, кажется, более шестидесяти
в год. Сейчас киностудия ставит за
это же время одну-две картины, не
больше… Тогдашнее руководство
студии постоянно устраивало в
большом просмотровом зале премьеры
картин, только что выпущенных на
экраны, но еще не дошедших до
массового зрителя. На одну из таких
премьер посчастливилось попасть и
автору этих строк с группой
коллег-журналистов, пишущих о
кинематографе.
В зале, вернее, на
сцене, находились популярные
кинорежиссеры и актеры, а среди них
Владимир Наумов и Наталья
Белохвостикова, Лидия Смирнова и
Галина Польских, Георгий Данелия и
Любовь Соколова… Шел обмен
мнениями, мы обсуждали последние в
тот год мосфильмовские картины, и
вдруг генеральный директор
киностудии Николай Сизов говорит:
— Мы сейчас не
можем пригласить вас в съемочные
кинопавильоны, но из одного к нам на
встречу пришел сам… Емельян
Иванович Пугачев.
И в это время
перед зрителями показался артист,
облаченный в пугачевский кафтан, с
внушительным орденом на груди,
густой бородой и в лохматом парике.
Все, разумеется, узнали популярного
киноартиста и режиссера Евгения
Матвеева.
— Друзья, я только
сейчас, как государь Петр
Федорович, чинил расправу над
казанскими толстосумами, —
обратился "Пугачев" к залу. —
Суд мой еще не окончен, сейчас
перерыв, и я снова вернусь в свои
палаты.
Кратко, но очень
содержательно Е.С. Матвеев
рассказал о своих последних
работах в кино, попросил позволения
удалиться на съемку, прочитав перед
этим стихотворение любимого им
поэта Владимира Маяковского о
Кузнецкстрое. Творческая биография
артиста была тесно связана с
Сибирью., со знаменитым
новосибирским театром драмы
"Красный факел", в который он
поступил после войны. Как ее
непосредственный участник, он
прошел по многим фронтовым дорогам,
дослужился до звания старшего
лейтенанта, и его очень хотели
оставить в армии, чтобы направить в
академию. Но Матвеев не согласился
и добился демобилизации, чтобы
навсегда связать свою судьбу с
театром.
Перед началом
войны, в 1940—1941 годах, он учился в
киноактерской школе под
руководством великого советского
кинорежиссера Александра Довженко
на Киевской киностудии. Александр
Петрович угадал в юноше
незаурядные актерские данные и
мечтал снимать его в своих фильмах.
Не получилось: в 1952 году Евгения
Матвеева приглашают из
новосибирского "Красного
факела" в столичный Малый театр,
на сцене которого он много лет
работает.
В 1955 году Евгения
Семеновича приглашают исполнить
роль в кинокомедии "Доброе
утро". Фильм сейчас забыт, но
зрители, конечно же, обратили
внимание на то, что в нашем
кинематографе появился
своеобразный актер с мужественным
и добрым лицом, сильным характером.
Всеобщую любовь Евгений Матвеев
заслужил, когда снялся в начале
шестидесятых годов в роли Макара
Нагульнова в новой экранизации
романа Михаила Шолохова
"Поднятая целина".
Евгений Матвеев
рассказывал, что вначале
кинорежиссер Александр Иванов
предложил ему роль Семена Давыдова,
но артист настоял на том, чтобы
сняться в роли Нагульнова,
поскольку для него этот герой был
по-настоящему любимым.
— Я не мог отдать
эту роль другому человеку, не мог ее
потерять, — признавался Матвеев. —
Еще с мальчишеских лет, когда я
впервые прочитал книгу Шолохова,
Нагульнов стал любимым моим героем,
образцом мужества и доброты,
символом преданности идеалам
революции. И как у каждого актера
есть один, самый близкий и дорогой
его сердцу образ, так и у меня был
Макар Нагульнов.
Это им было
сказано на встречах со зрителями в
Иркутске и Ангарске, в городах, в
которых он побывал не раз вместе с
группой известных всей стране
мастеров экрана.
— Сниматься с
Матвеевым было очень интересно, —
говорила народная артистка России
Людмила Хитяева, исполнившая в
"Поднятой целине" роль жены
Нагульнова Лушки. — У него
безграничный темперамент, умение с
большой достоверностью и
удивительной яркостью создать
образ шолоховского героя. И не
случайно сам Михаил Александрович
Шолохов после просмотра фильма
заявил, что у него два любимых
артиста — это Сергей Бондарчук,
поставивший фильм "Судьба
человека" и сыгравший в нем
главную роль, и Евгений Матвеев.
Именно такого Нагульнова он хотел
увидеть на экране.
После "Поднятой
целины" Матвеева все чаще
приглашают сниматься. И он не
отказывается. Каждая новая роль
приносит ему еще более широкую
известность. Он играет в таких
фильмах, как "Родная кровь",
"Жеребенок",
"Воскресение" по роману Л.Н.
Толстого, многих других. А когда
ощутит себя режиссером кино, то
уйдет из Малого театра; это
произойдет в 1968 году. Его
кинодебютом в новом качестве
станет экранизация романа Анатолия
Калинина "Цыган", где он
сыграет и главную роль как актер.
Сыграет Будулая, как всегда,
самозабвенно, расскажет о человеке
с трудной и драматической судьбой,
с высокой человеческой красотой.
Затем на экраны
будут выходить фильмы,
поставленные Евгением Матвеевым,
посвященные разным страницам
истории России. Среди них — "Я —
Шаповалов", "Ради жизни на
земле", "Любовь земная" и
"Судьба" по романам Петра
Проскурина, где за роль Захара
Дерюгина он удостоится золотой
медали имени А.П. Довженко на
Всесоюзном кинофестивале в 1979 году.
Поставит и не
совсем, на мой взгляд, удачный фильм
по роману Александра Чаковского
"Победа", а затем сыграет роль
Леонида Ильича Брежнева в фильме
Юрия Озерова "Солдаты победы".
Через несколько лет его начнут
упрекать в том, что он согласился на
эту роль и "подыграл" властям,
создав образ вождя "застойных
лет". Но в одном нельзя было
отказать Матвееву — даже и эту роль
играл с подкупающей искренностью.
Ему за свою
творческую жизнь довелось
исполнить много ролей, в том числе и
создать образы военных — от солдата
до маршала, в этом ряду была и роль
Брежнева.
В прошлом году
Евгений Матвеев снова выступил как
кинорежиссер — поставил фильм
"Любить по-русски". Это лента о
сегодняшнем дне, о том, как русские
люди отстаивают свою честь и
достоинство в условиях реформ.
— Я чувствую
душой: необходимо поддержать
человека, — говорил недавно Евгений
Матвеев одному из журналистов. —
Поэтому я снял картину о любви. Меня
часто с некой игривостью
спрашивают: "А как это любить
по-русски"? Подразумевая
отношения мужчины и женщины. А я-то
мыслю шире. Надо научиться любить
не только свой маленький мирок —
свою семью. Но и всех детей,
стариков… Свою землю, свою Родину.
Время нынче не простое, сложнейшее.
Когда мы получили так называемую
свободу — свободу беспредела своих
желаний, оказалось, что мы к ней не
готовы. Вся гадость, которая и в
искусстве находилась, вдруг
хлынула на поверхность. Вся дрянь
вылезла наружу. Мы просто вернулись
в пещеры… Россия никогда не жила
спокойно, всласть. Все время на
пороховой бочке. То ли от
внутренних распрей, то ли нас
хотели поставить на колени извне.
Но я верю — найдутся люди, которые
не будут считать за счастье
построенную виллу, а положат свой
разум, свои души на алтарь
Отечества. У нас такая потенция
духовных сил!
Эти слова
кинорежиссера и актера как бы
внутренне наполняют его новую
работу. Автору фильма "Любить
по-русски" удалось показать на
экране людей, душой болеющих за
нашу страну, за человека,
оказавшегося после распада СССР в
предельно драматической ситуации,
но не сдавшегося, не потерявшего
способность уважения к другим
людям, к высокой любви. В этом
фильме есть поразительная
актерская работа. Это роль русской
женщины, врача по образованию,
Ирины, вынужденной бежать с детьми
из Таджикистана, где националисты
убили ее мужа. Актриса Лариса
Удовиченко воссоздала на экране
удивительную женскую судьбу,
женщину, которая много потеряла, но
не лишилась надежды на счастье.
Как рассказывал
Евгений Матвеев, фильм "Любить
по-русски" поставлен на народные
деньги. Они были собраны по рублю в
зрительных залах, на творческих
встречах мастера экрана. Зрители же
предложили кинорежиссеру снять
продолжение этой картины. И снова
начался сбор средств, и Матвеев
совсем недавно закончил фильм
"Любить по-русски-2". Он будет
широко показан в конце этого года,
но те, кто его уже посмотрел,
требуют продолжения, снова
собирают деньги. В отечественном
кино это совершенно уникальный
случай, в этом Матвеев видит
надежду на возрождение не только
российского кинематографа, но и на
духовное становление России, в
которую, как говорил великий поэт,
можно только верить.